Главная » 2008 » Октябрь » 31 » Интегрированный урок истории
14:08
Интегрированный урок истории

Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе

 

Учителя Галаева Ирина Терентьевна и Харитонова Надежда Васильевна

 

Тема: Мифы и легенды Камчатки.

 

Цели урока: - познакомить учащихся с элементами материальной и духовной культуры, языческой религией ительменов.

                       - актуализировать знания учащихся по мифологии греков и египтян.

                       - закрепить практические навыки литературного анализа, выразительного чтения и инсценирования стихотворных текстов.

 

Оборудование: ительменские национальные костюмы, иллюстрации к мифам, маски богов, тексты мифов в поэтическом  изложении, предметы быта (орудия труда, материалы для них), звукозапись «Норгали».

 

ХОД УРОКА

 

I. Орг. момент

II.Сообщение темы урока и цели.
III.Работа с мифом Т. Стеллера «О сотворении земли Камчатки» (уч. литературы Харитонова Н.В.)

      1)  Выразительное чтение наизусть мифа с элементами инсценирования:

Небо – Кутх с женой в костюмах из листьев.

Море – сын Сымскалин, земля Камчатка с картой полуострова.

Уход богов – горы и долины на камчатском пейзаже.

Тыжил Кутх и сети, звери на карте и люби в меховых шкурах.

Малитвы – всё это немые иллюстрации к тексту.

      2)   Беседа по анализу содержания мифа.

  1. Определение темы. О чём этот миф?
  2. Как была сотворена Камчатка?
  3. Отчего на камчатке появились горы и низины?
  4. Как называется ительменская лодка?
  5. Чем питались боги, во что одевались?
  6. За что люди любят Тыжил – Кутха?
  7. Чем Тыжил – Кутх похож на любимых героев русских народных сказок «Василиса Премудрая», «Крошечка – Хаврошечка»?

 

IV.   Быт и верования народов Камчатки. (уч. истории Галаева И.Т.)

- Мифы и легенды народов Камчатки рождались из той действительности, в которой они жили. Давайте постараемся окунуться в то мир природы, среди которого день за днём жили наши предки. Суровая и длинная зима, постоянный риск на охоте, стихийные бедствия (извержения вулканов, землетрясения), болезни и частый голод – вот что сопровождало наших предков изо дня в день, из года в год.

Русские исследователи Камчатки застали ительменов в период разложения родового строя, когда они жили большими семьями, и во главе рода стоял тойон (глава острога). Зимой жили в большом деревянном доме – полуземлянке, летом – в летнем, на длинных бревнах шалаше из дерева. Женский и мужской труд был разделён ещё предками. женщина хранила очаг, выделывала шкуры, шила одежду, варила еду. Мужчина добывал огонь с помощью деревянного сверла методом трения. Занятие это было непростым и умели высекать огонь единицы. Железа ительмены не знали: выменяв его однажды на шкуры, они выставляли его на высоком шесте у яранги как знак определённого достатка (демонстрация). Недостаток железных орудий труда заставлял работать сверх меры, но пищи часто не хватало. Именно поэтому тяжело больных, ещё живыми выносили из дома на съедение собакам. Наши предки верили, что если собаки будут хорошими, они попадут в загробный мир бога Хэча.

Давайте вспомним, у каких народов существовала вера в загробное царство? (египтяне – Осирис, греки – Аид).

- Чем же отличались представления камчадалов о загробном мире?

1. Они его не боялись, т.к. там живут предки и всего с изобилии, ибо нет природных стихий, которые мешают добывать пищу на земле.

2. У греков – мрак, холод, у камчадалов – веселье, труд, танцы (всё, как при жизни).

3. Для египтян, греков – это наказание, для ительменов грех – уже наказание.

4. В загробном мире богатый и бедный равны, они отдают свою одежду друг другу.

 

- Итак, мы подошли к лестнице, на которой расположились боги (иллюстрированная лестница богов)

Кутх

Митч (бог морей)

Билучи (бог гор)

Балакитч (бог ветра)

Хэч - властелин подземного царства

        Беседа:

- Какие три стихии отражены здесь?

- Почему именно они?

- Прародитель Камчатки – Кутх. Почему его изображали в виде ворона?

(версии учащихся и исследователей).

- Каким был Кутх – вы узнаете сегодня на уроке.

Бог Митч гонял рыбу из моря в реки. Его изображали с человеческим лицом и телом моржа. Бог ветра Балакитч изображался с длинной гривой, поворачивая её вправо и влево, возбуждал ветра.

Покровителем животных был Пилячуча. Согласно верованиям, он летал на птицах или мышах в парке с мехом и темной шапке и следил за деяниями камчадала на земле - хорошо ли он охотится, как относится к зверям, рыбам и птицам.

-  Подумайте, почему это был один из самых почитаемых богов? (животные и птицы – кормильцы!)

- О том, каким почтением был окружён медведь – хозяин тайги, расскажут учащиеся.

(Г. Стеллер об обычае празднования удачной охоты)

 

Физкультпауза: ученица 10 класса исполняет с учащимися корякский национальный танец «Норгали».

 

V.  О быте, пище и одежде, а также о представлениях ительменов земной жизни бога Кутха и его жены Мити (Миты) – инсценировка, как Кутъ сделал ленивую Мити работящей.

Г.А. Меновщиков «Как Кутх сделал работящей свою жену Мити», сборник «Литература родного края», П-К, 1999г., стр. 14-15.

 

Беседа:

- В чём варила еду Мити и для чего её камни? (раскалённые, она бросала их в деревянную посуду)

- Из чего плели сети ительмены? (крапива)

- Чем красила Мити шкуры? (кора ольхи и брусничный сок)

 

Работа с терминами:

Юкола – сушённая рыба.

Толкуша – клубни, рыба и ягоды.

Чага- берёзовый гриб.

Кирилка отварные мозги, картофель и шикша.

 

VI. Закрепление по вопросу «Быт и верования».

Аукцион «Волшебная корзинка»

1. Этот камень – результат вулканической деятельности. Из него делали скребки и нако. (обсидиан)

2.               Перо этой птицы считалось священным. (глухариное)

3.               Этот материал использовали для окрашивания шкур. (ольха)

4.               Без этого предмета нельзя вскипятить воду. (камень)

 

VII.            Чтение стихотворного мифа (в изложении Харитоновой Н.В.) по текстам Г. Стеллера.

  1. Чтение текста мифа учителем, коллективное чтение и с ительменским акцентом

 

Миф о сотворении земли Камчатки, записанный С.П. Крашенинниковым и зарифмованный Харитоновой Н.В.

 

О Камчатке мифов очень много.

Кутхом камчадалы звали бога.

Кутх с женой Ильхум на небе жили,

В море иногда они сходили.

Тяжело в воде по грудь стоять!

Сына собралась жена рожать.

Назван был ребёнок Сымскамин –

Стал землёю их любимый сын.

Кутх второго сына да и дочь,

Сделав бат, оставил на Камчатке.

Сам с женой на лыжах прямо в ночь

Укатил с Камчатки без оглядки.

Прежде ровною была моя страна:

Не было ни гор здесь, ни низин.

Прогибалась под землёй она,

Там, где Кутх на лыжах шёл один:

Пади стали под лыжнёю бога,

Горы там, где не прошла дорога.

Тыжил – Кутх остался на Камчатке

И родил с сестрой своих детей.

Прочие народы по порядку

Родились от них, как от людей.

Боги только в листья одевались,

Коркою берёзовой питались.

Стали сети делать из крапивы

И людей учить, чтоб были живы.

Тыжил – Кутх им сотворил зверей,

В шубы из их шкур одел детей.

И за это любят Тыжил – Кутха –

Молятся с вечером, и утром.

Праздник Тыжил – Кутха в ноябре.

Только побелеет во дворе,

Славят Тыжил – Кутха на Качатке,

Чтоб земля его была в порядке.

 

  1. Определение темы мифа учителем.
  2. Нахождение в тексте художественных средств изображения: сравнений, метафор, красочных эпитетов, элементов юмора.

По ходу чтения демонстрируют дети костюмы и маски Кутха – ворона, Митча - водяного, Хэча – мертвеца, Канну – дьявола, нарт – саней Бисмучай, бата.

 

VIII.         Обобщение изученного материала – викторина.

  1. Главный бог греков …

                             ительменов …

  1. Морской бог греков …

                             ительменов …

  1. Бог подземного царства у греков …

                                                   ительменов …

  1. Канну, который живёт в ольхе – это …
  2. Предмет любви Кутха – это …
  3. Что слышат рыбаки, когда боги волочат лодки? …
  4. Нарядная одежда богов – это …
  5. Пища духов гор – это …
  6. Кто встряхивается под землёй, когда происходят землетрясения?
  7. Форма земли у ительменов какая?

 

Подведение итогов викторины. Выставление оценок.

 

 IX.              Чтение стихов о Камчатке написанных ученицами 5 класса Кочуловой Тамарой и Швец Ксенией.

 

Метель налетела,

Весь лес задремал.

На нартовый след

Сильный ветер напал.

И славно метель,

На всех налетел

Усталости звук.

Вечер настав, прикрыли глаза.

Как тут заснёшь?

А уснуть то нельзя!

Погонщик сквози сон

Погоняет собак,

Седым стал, но мудрым, однако, коряк.

Свою ли поклажу,

Соседа ли груз

Везёт он, себе напевая на ус:

«А – йа – а! А – йа – гымм»

(Кочулова Т.)

 

Ты удивительна, Камчатка,

И где ещё такая есть?!

Благодарю тебя за зимы,

Которые бывают здесь,

За сумасбродную метель,

За снежные твои оковы,

За свежесть воздуха морского,

За крики чаек озорных,

За грозный вид твоих вулканов,

За дар лесов и чистых рек,

Покрытых жемчугом туманов.

(Швец К.)

Категория: Тематические уроки | Просмотров: 2276 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]