Главная » 2008 » Октябрь » 31 » Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка
13:50
Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка

Использование мультимедийных технологий, исследовательские методы обучения

 на уроках русского языка

 

Якорнова Е.В.     урок русского языка в 10  классе социально-   гуманитарного    профиля.

 

Тема: «Причастие и деепричастие»

 

Цель: обобщить знания о причастии и деепричастии, познакомиться с точками зрения разных лингвистов на место причастия и деепричастия в современной науке о языке; совершенствовать умение употреблять в речи причастные и деепричастные обороты; повторить правила написания автобиографии; уточнить словарь учащихся.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Особые формы глагола», учебники русского языка разных авторов (Баранова, Бабайцевой, Разумовской); словари (толковый и В.И.Даля); карточки с текстом «Суконный язык».

 

Подготовительная работа. Группе учащихся – аналитикам было дано задание исследовать точки зрения различных учёных – лингвистов на место причастия и деепричастия в современной науке, историю этих частей речи в языке.

 

ХОД УРОКА

 

I.                    Орг. момент. Оформление тетрадей.

II.                 Сообщение темы, задач урока.

III.               Словарная работа.

Задание: определить значение каких слов указано неверно (слова с их лексическим значением записаны на доске)

Демагогия – намеренное искажение фактов, лесть, лживые обещания, используемые для достижения своих целей.

Импровизатор – тот, кто исполняет произведение сразу, без подготовки, сочиняя его на ходу.

Презентация – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо.

Паритет – равноправие сторон.

(неверно указано лексическое значение слова презентация – от лат. Praesentatio -  представление. Указанное лексическое значение слова – ажиотаж)

 

IV.              Актуализация знаний учащихся.

- Где мы можем встретить презентацию? (презентация книги, кинофильма и т.д.)

- Сегодня мы попробуем тоже провести презентацию. Это будет презентация причастия и деепричастия. Мы попробуем по новому взглянуть на эти части речи, а для этого обратимся к основам – словарю и точке зрения учёных.

 

V.                 Сообщение учащихся о результатах исследования аналитической группы о причастии.

VI.              Работа с презентацией «Причастие»

- А теперь представим современное причастие (связный рассках учащихся с использованием слайдов:

1) Определение причастия.

2) Морфологические признаки причастия.

3) Причастия действительные и страдательные.

- А сейчас проверьте, умеете ли вы отличать причастия от других частей речи (работа со слайдом)

Задание: распределить словосочетания в два столбика: прил. – сущ.; прич. – сущ.

Проверка с использованием мультимедиапроектора.

 

VII.            Презентация деепричастия.

1.       Сообщение учащихся о результатах исследования аналитической группы о деепричастии.

2.        Работа с презентацией «Деепричастие» (связный рассказ, с использованием слайдов: 1. определение деепричастия; 2. морфологические признаки деепричастия)

3.       «Четвёртый лишний» (слайд)

Задание: определить в каком словосочетании нет деепричастия; проверка с использованием мультимедиапроектора)

 

VIII.         Тренировочные упражнения.

- Надеюсь, представление о причастии и деепричастии вы получили полное и сейчас попробуете представить причастие от его собственного лица, т.е. создадите  его автобиографию.

- Каковы особенности написания автобиографии?

- Сейчас, используя схему – опору, напишите автобиографию причастия летящий.

(опора на слайде)

Автобиография причастия летящий.

Я, причастие летящий, происхожу из семьи …

Мой отец оставил мне значение … время, …вид. От матери я унаследовало вопрос …, свою синтаксическую роль …, умение изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме … рода, …числа и …падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство ….

 

IX.              Работа по предупреждению ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотах.

- В какой речи чаще всего употребляются причастия и деепричастия? (в письменной, в книжной)

- Вот тут-то нас и подстерегает опасность – ошибки в построении причастных и деепричастных оборотов. Чтобы их избежать, нужно придерживаться некоторых правил. Давайте попробуем найти эти ошибки и исправить их.

(работа со слайдом)

Задание 1: найти ошибки в употреблении причастий,  исправить их.

1)      Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (нарушены видовременные отношения)

2)      Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (нет категории наклонения)

3)      Прибывающий состав на пятый путь отправляется в пять часов. (нарушение порядка слов).

Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение  предложения, объясните.

Выбрав рецепт торта,

1)      приступайте к приготовлению.

2)      приготавливаются все необходимые продукты.

3)      только после этого можно включать духовку.

4)      начинается с подготовки продуктов и посуды.

(ответ: 1)

- А всегда ли уместно употребление причастий и деепричастий? Познакомьтесь с фельетоном В. Ардова «Суконный язык» (карточки с текстом на столах учащихся)

 

Суконный язык.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих в сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

 

- Что пародирует сатирик? (канцелярский язык)

- Найдите все причастные обороты и причастия. (20 причастий, из них причастных оборотов – 12)

- Их использование придаёт тексту книжный характер.

- Есть ли в тексте речевые ошибки?

- Объясните смысл заглавия. (Суконный язык (разг.) – неправильная и грубая речь)

 

X.                 Итоги урока

- Что роднит причастия и деепричастия?

- Чем они отличаются?

XI. Задание на дом: По аналогии, с автобиографией причастия написать автобиография деепричастия летом.

Категория: Тематические уроки | Просмотров: 5866 | Добавил: admin | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]