Главная » 2008 » Декабрь » 9 » Урок истории в 11 классе социально-гуманитарного профиля
10:12
Урок истории в 11 классе социально-гуманитарного профиля

Урок истории в 11 классе социально-гуманитарного профиля

 

Учитель Галаева И.Т.

Проведён на методической неделе

«Использование интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе»

 

   Тема урока: «От НЭПа к «генеральной линии» РКПб.»

   Цели урока:

   - проследить трансформацию военно – коммунистической  модели социализма;

   - понять экономические и политические причины массовых репрессий и связь между   ними;

   - определить юридический аспект сталинского БЕЗЗАКОНИЯ;

   - показать умение работать в группе: анализировать, систематизировать факты и мнения;

   - моделировать ролевую деятельность журналиста - краеведа, кинооператора, юриста  и т. д.

   - использовать публицистику, художественную литературу (А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

    - определить сущность «генеральной линии» партии (синтез главных идей урока).

 

   Оборудование урока:

- набор заданий для анализа: цитаты, высказывания современников;

- мультимедиа – система, презентация учителя, презентация группы статистиков;

- документальный фильм «Судьба человека» - творческая работа журналистов и кинооператоров (группа № 3).

 

  Работа с понятиями:

военно – коммунистическая экономическая модель;

прдразверстка, экспроприации, комбеды, продотряды;

политические уроки Кронштата;

оппозиционные партии, «новая оппозиция», эсеры  - максималисты;

ВЧК, ГПУ, ОГПУ, «сексоты» - секретные сотрудники;

«массовые репрессии».

 

    Работа по формированию творческих групп:

1.Анализ предыдущего опыта творческой деятельности на уроке: личное участие, публичные выступления, психологический комфорт интерактивного общения в группе.

2.Анализ личностных предпочтений учащихся данного класса: обращение к анализу данных рефлексивных составляющих уроков.

3.Учет заинтересованности в изучаемой проблеме и степень информированности.

   Группы (их образовалось 3) сами выбрали роли на основе предложенных:

- аналитики         -   журналисты                                      - юристы

- статистики       - журналисты – краеведы                    - кинооператоры

            Все учащиеся получили задание творчески осмыслить материал пп.39 – 44, 46 – 49 уч. А.А.Левандовского, найти дополнительные источники по проблемам развития России 20 – 30 годов, привлечь данные схем, таблиц, художественную литературу, подумать о формах презентации нового, ранее не известного материала.

 

 

 

        

        

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Исторические корни «великого противостояния». Актуализация проблемы выбора исторического развития России.

 


 

Задание № 1 для обсуждения в группах (учащиеся анализируют высказывания, представленные на мониторе):

 

          А -   «Диктаторская власть и единоличие не противоречат социалистическому демократизму… Не только опыт, который мы проделали за два года упорной гражданской войны, привели нас к такому решению. Когда мы впервые ставили эти опыты в 1918 году, у нас никакой гражданской войны не было… Нужно больше дисциплины, больше единоличия, больше диктатуры».

                                                                                              В.И.Ленин.

 

            Б -   «Бюрократизм эмбрионально содержался уже в самой ленинской идее о социализме как возглавляемой большевистскою диктатурою системе государственно – капиталистической монополии… Бюрократизм был исторически производной от примитивной казенщины большевистской концепции социализма».

                                                                                              В.М.Чернов.

 У. Определите, (какая модель соответствовала «большевистской концепции социализма»? В чем ее суть?

(уч – ся определяют сущность военно – коммунистической модели социализма)

  У. Согласны ли вы со взглядом В.М.Чернова на исторические корни бюрократизма? В чем видите вы причины всесилия чиновника в России?

 

      Задание № 2 – на мониторе:

Показать взаимосвязь экономики и политики, проанализировав схему (слайд№ 3).

 

Задание№ 3 – слайд № 3:

В 1924 году В.И.Вернадский написал:  «Чем более вдумываюсь в происходящее, тем более мне   представляется    положение в России мрачным. Немного хорошего предвижу от замены большевиков новыми. Возможна анархия и развал ».

                 

У. Не кажется ли странным такой мрачный взгляд на фоне экономических успехов нэпа? Оправдались ли опасения ученого?

У. Почему стал возможен кризис нэпа и в чем  он проявился? При ответе используйте схему слайда № 4.

 

Задание № 4: Предистория «большого террора» (слайд)

У.Кто в 20 – 30 годы представлял оппозицию?

У.Как поступали с теми, кто был неугоден режиму?

 (Опора на данные исследования группы № 2 «Архипелаг ГУЛАГ»)

 


 

3. Презентация группы статистиков – слайд 1 – 6: масштабы репрессий, социальные группы, общие выводы по проблеме.

 


 

4. В ыступление  группы журналистов – краеведов. Вводное слово учителя:

        Масштабы репрессий коснулись и наш «забытый» край, окраину страны. Но так      ли «забытый» властью? Здесь, в Мильково, происходили события, которые по сегодняшний день живут в памяти его жителей. И эту память по крупицам собирают и хранят краеведы клуба «Камчадалы». В краеведческом зале Мильковской библиотеки работала группа журналистов – краеведов.

 


 

Выступление группы краеведов по страницам Книги памяти жертв политических репрессий в с. Мильково (учащиеся рассказывают об опыте работы с документами 30 – 50 годов, о масштабах поиска, о судьбах наших земляков).

 

5.Продолжают краеведческую тему – журналист Красникова Ирина, кинооператоры Бондарев И. и Кириллов А.. Они представляют дебютную работу – 7 –минутный документальный фильм «Судьба  человека» об истории семьи  Лидии Михайловны Трофимчик (Стрешневой) и судьбе ее родителей.

 


 

6.Поэтическое резюме группы № 3 – стихотворение Осипа Мандельштама «Горец».

 


 

7.Заключительное слово учителя:

Ежегодно 30 Октября поминальный звон колоколов возвещает о великой трагедии миллионов наших соотечественников, безвинно погибших от произвола «своих же», вина которых состояла только в том, что они по – другому думали и по – другому хотели жить. И пусть этот звон всегда напоминает нам об уроках истории, которые имеют красивое звучание «генеральная линия РКПб» и о наших  корнях, без которых нет ни прошлого, ни будущего.                                                                          

 8.Поведение итогов работы групп:

- Чему научил нас опыт интерактивного общения?

- Какими умениями овладели?

- Какие новые знания приобрели?

 

Категория: Тематические уроки | Просмотров: 2279 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]