Урок истории для учащихся 5-го класса по теме  «Библейские сказания»

 

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;

- учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;

- развивать речь, расширять словарный запас;

- развивать наглядно-образное мышление;

- познакомить с библейскими заповедями и выяснить выполняются ли они сегодня;

 

Тип урока: сообщение новых знаний.

 

Форма урока: урок- путешествие с элементами ролевой игры.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со странами Древнего Востока, узнаем какой народ первым пришел к вере в единого Бога, будем выполнять различные познавательные задания. Но сначала вспомним, что же мы изучали на прошлом уроке? Кто ответит на этот вопрос?

Ответ детей.

 

  1. Повторение
  1. УСТНЫЙ ОПРОС. РАБОТА С КАРТОЙ.

Учитель:  Покажите и назовите  на карте все изученные нами страны Др.Востока

Ответ детей.   (Египет, Финикия, Междуречье)

Учитель:  Чем занимались жители Финикии?

Ответ детей.   

Учитель:  В чём преимущество и недостаток финикийского алфавита?

Ответ детей.   

  1. ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (развитие письменной речи)

Учитель:   Хорошо. А теперь откройте тетради. Запишите дату. (дата записана на доске).

Составьте предложение по заданным словам:

    Финикия, иероглифы, буквы, алфавит, стекло (слова записаны на доске)

Учитель:   обратите внимание на алгоритм и условия выполнения задания

Алгоритм и условия выполнения задания  (записан на доске, учитель его зачитывает)

  1. Слова переписать в тетрадь.
  2. Найти слова, связанных логически между собой.
  3. Лишнее слово подчеркнуть
  4. В заданных словах не допускать ошибок

Учитель:   Итак,  Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время?

Ответ детей. (стекло, алфавит)

 

  1. Исследовательская работа.

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг себя! что нас окружает?

Ответ детей.

Учитель: Но, по старинным преданиям или как их еще называли сказаниям,   было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. И сейчас мы выясним, как же все это появилось, если верить преданиям.

На каждой парте лежит текст «О сотворении мира» 

 

Учитель:  Прочитайте текс. (несколько минут учащиеся читают текст, затем на экране появляются выдержки из текста). Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и прочее. Назовите цифры высказываний, именно в той последовательности, в которой по тексту, Бог все сотворил. 

 

1. и звёзды.

  1. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
  2. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
  3. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так. 
    И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
  4. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
  5. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

 

Ответы детей:   6,5,4,1,2,3.

Когда ребята называют цифру, учитель вывешивает на доску картинки.

 

  1. Целеполагание: выход на тему урока:

Учитель: Ребята, в руках у меня книга -  Библия, и сейчас мы с вами работали по тексту из Библии, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Предложения детей.

Учитель:  Я позволю себе ее подкорректировать и назовем мы наш урок - «Библейские сказания» (слайд)

Запишите тему в тетрадь.

Ребята, давайте подумаем,  о чем мы будем говорить на уроке. Предложения детей выводят на цель урока.

Учитель: Правильно, сегодня мы познакомимся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями, заповедями и выясним выполняются ли они сегодня (ЦЕЛИ ЗАПИСЫВАЮТСЯ УЧИТЕЛЕМ НА ДОСКЕ):

 1. Познакомиться с историей создания Библии

2. Познакомиться с основными Библейскими сказаниями и заповедями

3. Выяснить, выполняются ли заповеди Библии сейчас?

 

  1.   Формирование новых знаний

Учитель: Слово «Библия» на древнегреческом языке означает «книги». Библия состоит из двух частей- первая наиболее древняя часть называется Ветхий завет, вторая часть Новый завет. (Слайд) (Оформить схему в тетради). Скажите, ребята,  каким богам поклонялись египтяне?

Ответ учеников

 Учитель: Когда-то евреи, также как египтяне,  поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного бога – Яхве.(Слайд) (Записать в словарь) Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить. Ветхий завет начинается с мифов  о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Учитель:  Откройте учебник, стр.79 Прочитайте  «Миф о первых людях». Один ученик читает вслух (Вместе с  детьми по тексту разбираем миф о первых людях):

- Назовите первых людей

- Как появилась Ева

- Почему Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 

Учитель: История целого народа в Ветхом завете излагается как предания об одной большой семье. Родоначальниками евреев считался Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. Второе имя Иакова - Израиль - и дало название всему еврейскому народу: израильтяне. У Иакова было 12 сыновей, от них и пошли 12 ветвей еврейского племени. Но Иаков больше всех любил сына Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам.

 

Ученику предлагается следующий текст:

      «Завидовали мне братья и сговорились погубить. Они продали меня в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что меня растерзали дикие звери. В Египте я стал рабом вельможи. Я был умен и удачлив, и вскоре оказался при дворе самого фараона. Здесь я сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление неурожая и голода. Я дал фараону совет – запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого я стал влиятельным вельможей.

      Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они меня в египетской одежде. А я решил устроить им испытание и сделал вид, будто хочу забрать себе в рабство самого младшего из братьев. Дружно заступились старшие братья за младшего. Это тронуло мое сердце, и я простил им старую обиду. Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились мы в Египте и жили там почти 400 лет».

 

 

 

 Учитель: Спасибо,  Иосиф. Скажите ребята,

1. За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете,  справедлив ли был их гнев?

2.Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя Египта?

3.Какие личные качества ему в этом помогли?

4. Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?

Ответ учеников

Учитель: Давайте запишем в тетрадь имена родоначальников евреев, для этого обратимся к учебнику на стр.78 , пункт 2. (учащиеся читают самостоятельно, а потом называют имена, одновременно на слайде учитель показывает схему) 

 

Учитель: А сейчас ребята, все встаньте, пожалуйста и выйдите из-за парт. Внимание на экран. Повторяем движения. ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА

Учитель: Присаживайтесь. Мы немного размялись, а теперь продолжаем работать по теме урока.

 

Учитель: Но при фараоне Рамсесе II евреев стали притеснять, заставляя работать на строительстве грандиозных сооружений. Работа была очень тяжелой. А затем фараон и вовсе приказал убить всех еврейских младенцев мужского пола. Удалось спастись лишь одному мальчику и он сейчас расскажет свою историю.

 

Моисей рассказывает историю своего рождения и исхода евреев из  Моисею Египта.

Ученику предлагается следующий текст:

       «Моя мать положила меня, новорожденного, в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела меня и пожалела его. Этому поспособствовала сестра моя родная сестра Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела нашу мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Став взрослым, я однажды увидел, как надсмотрщик избивает еврея. я защитил раба и вынужден был бежать. Долго я пас овец в пустынной местности. Вдруг куст передо мной запылал несгораемым огнем. Из пылающего куста раздался громкий голос. Это сам Бог обращался ко мне, он велел вывести народ еврейский из Египта. 

      Я обратился к фараону с просьбой отпустить моих соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда мы  решили бежать из Египта. Начался великий исход».

 

Учитель:  Спасибо Моисей. Итак, евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей. Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Евреи заключили с Богом завет, т.е. договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога, а он через Моисея обещал привести их в ту благодатную землю, которая называется Палестиной. Запишите в тетрадь (слайд).

Вот эти заповеди.  (Учитель по слайду с учениками разбирает каждую из 10 заповедей и сразу же выясняют, выполняется ли каждая заповедь сейчас, учащиеся приводят примеры из жизни)

 

  1. Закрепление и проверка знаний

Учитель: А сейчас давайте проверим, как вы запомнили новые слова и другой материал урока.

Тестовая работа:

1.Слово «Библия» означает

                     А.  Словарь             Б.  Книга                     В. Учебник

2.Первая часть «Библии»

                     А.Ветхий Завет      Б.Новый Завет           В.Старый Завет

3.Заповеди- это:

                     А. Правила по которым люди должны жить.

                     Б.Свод законов

                     В.Устное повествование событий.

 

 

 

4.Второе имя Иакова

                    А.Израиль                Б.Адам                        В.Моисей

5.Евреи поклонялись

            А.Многим богам           Б.Двум богам               В.Одному богу

(Взаимопроверка по слайду)

Учитель: Итак, поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Хорошо, молодцы! Теперь, те, кто допустил одну ошибку, тоже хорошо! Кто допустил 2 ошибки? Внимательнее, ребята. А кто допустил более 2-х ошибок. (Если есть такие ребята, то: Значит, этим ребятам надо будет домашнюю работу выполнить очень внимательно)

Учитель:  (попросить одного ребенка быстро и тихо собрать тесты). Тем, кто не допустил ни одной ошибки оценки будут выставлены.

 

  1.  Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте вернемся к целям нашего урока. 1-ая цель – Познакомиться с историей создания Библии. Скажите, мы достигли этой цели?

Ответ учеников

Учитель: Хорошо, 2-ая цель – Познакомиться с основными Библейскими сказаниями и заповедями. А этой цели мы достигли?

Ответ учеников

Учитель: Хорошо, и 3-ая цель – Познакомиться с основными Библейскими сказаниями и заповедями. А этой цели мы достигли? Выяснить, выполняются ли заповеди Библии сейчас?

Ответ учеников

 

Учитель:  Ну что же, сегодня мы неплохо поработали, И в заключение урока я вам предлагаю вам уже полюбившееся задание: - составить  синквейн

 

1.Библия  

2.Священная, удивительная

3.Учит, объясняет, наставляет

4.Читайте Библию

5. Самая умная книга!

 

  1. Выставление оценок: Можно просто озвучить оценки, некоторых учащихся, которые не получили оценки, но активно работали, нужно похвалить)

 

VIII. Домашнее задание:  (слайд, учитель комментирует д.з.) п. 16, вопросы к нему, нарисовать рисунок по мифу о Всемирном потопе (стр. 80)