Тема  урока « Отечественная война 1812г.» 

 

 Цели:

  1. Познакомить  учащихся  с  героическими  страницами  истории  Отечественной войны  1812г. Расширить знания об истории своей Родины
  2. Развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают, а также развивать чувства сопереживания, ответственности за других людей;
  3. Формировать у учащихся умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.
  4. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма

Задачи : 

Формирование  личностных  У. Д.:

1.Формировать  мотивационную  основу  учебной  деятельности, внутреннюю  позицию  ребенка  на  уровне  положительного  отношения  к  школе,  к  Родине.

2.Формировать  познавательный  интерес  к  новому  учебному  материалу  и  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Предметные  задачи:

1.Развивать  устную  речь,  творческие  способности,  самостоятельные  навыки.

2.Учить  применять  полученные  знания  на  практике.

3.Прививать  любовь  к  Родине,  доброжелательное  отношение  к  товарищам.

Формирование  регулятивных  универсальных  У. Д.:            

1.Развивать  общеинтеллектуальные  умения ( анализа,  сравнения,  обобщения).

2.Учить  работать  с  алгоритмом  действия  при  изучении  нового  материала,  строить  речевые  высказывания  в  устной  форме.

 

 Оборудование: презентация, DVD «Аты – Баты. Истории старого солдата». Цикл телепередач.//Бородинское сражение, сигналы, карточки для работы групп с названием исторического события и датой,  толковые словари, научно-популярные статьи о памятниках, посвящённых Отечественной войне 1812г., опорные сигналы.

 

Ход урока

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент. (слайд)

Эмоциональный настрой урока.

                     Перемена  пролетела,

                     Дверь  певуче  заскрипела.

                     Мы  вошли  тихонько  в  класс

                     И  урок  начнем  сейчас.

У. Урок  хотела  бы  начать  с  пословицы: « Мудрым  никто  не  родился,  а  научился».  Впереди  у  нас  много  нового  и  интересного.  Поэтому: « Ни  минутки  не  теряем,  сразу  к  делу  приступаем».

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний (слайд)

У. Вот уже несколько месяцев мы путешествуем с вами по историческим страницам нашей Родины. Прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте повторим пройденный материал.

  1. Тестирование. (слайд)

У. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Работать будете в группе, для каждой группы подготовлен вопрос, нужно выбрать правильный ответ.

Используется технология «Несколько мышей». Группа читает вопрос и выбирает на слайде правильный ответ. Остальные учащиеся показывают правильность выполнения сигналом. Красный – неверный ответ, зелёный – верный ответ.

  1. Назовите событие и дату. (слайд)

Учитель читает текст, рассказывающий о том или ином историческом событии, группы определяются с ответом, показывают на карточках дату и название события.

 

 
 

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили серединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лёд, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ледовое побоище 5 апреля 1242г.

 

 
 

Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куликовская битва 8 сентября 1380г.

 

 
 

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение освободило Москву от врагов. Вскоре вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстание под предводительством К. Минина и Д. Пожарского против польских захватчиков 1612г.

III.Постановка проблемы. (слайд)

У. Послушайте ещё один текст и назовите событие (слайд)

 

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Учащиеся затрудняются с ответом.

У. Как вы думаете, какому историческому событию посвящены эти строки?

Учащиеся высказывают предположение, что это тоже события военной истории нашей страны, только как называется эта война и в каком году она произошла они не знают.

У. Почему вы решили, что это историческое событие касается нашей истории?

- А с кем сражались наши исторические предки?

(в стихотворении говорится о французах, значит, сражались с французской армией)

У. Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические страницы истории нашей родины. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерти, потери близких. И в каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня вы узнаете о людях, которые помогли нашей стране победить в Отечественной войне 1812 года. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд)

Отечественная война 1812г.

IV.Постановка учебной задачи. (слайд)

У. Какую  цель вы поставите сегодня на уроке?( прикрепляются  на  доске опорные сигналы) (слайд)

- Познакомиться с историей Отечественной войны 1812г.

У. Какие вопросы у вас возникли?

- Узнать, какие исторические личности участвовали в Отечественной войне 1812г.

- Узнать о решающих сражениях Отечественной войны 1812г.

- Узнать, почему, почему война 1812г. называется Отечественной?

У. Какие результаты вы бы хотели получить в конце урока?

(расширить знания по истории своей Родины, в частности узнать об Отечественной войне 1812г.)

У. Кто или что поможет вам достичь этих результатов?

(учитель, учебник, ранее изученные знания, дополнительная литература, видеоматериалы)

V.Введение нового материала

1.Знакомство с историческими личностями.

Новую тему начнём изучать с самостоятельного чтения первого абзаца статьи в учебнике на с.112 «Нашествие Наполеона на Россию».

Учащиеся читают самостоятельно.

У. Что узнали из прочитанного?

(в конце XVIII века к власти во Франции пришёл полководец Наполеон Бонапарт. Он мечтал покорить весь мир и подчинил большинство стран Европы. Оставалась только Россия.)

У. Как же военному человеку удалось получить власть в стране, которая много веков управлялась королями, мы узнаем из сообщения нашей ученицы. (слайд)

Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал без отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала, Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. (слайд) Имея в своём  распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, Бонапарт подошёл к границам России. В то время его армия была численностью более 600 000 человек. У России к началу войны было только 240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.

У. Какие личные качества этого человека помогли прийти к власти во Франции?

Чтение статьи «Нашествие Наполеона на Россию» до конца.

У. Почему русская армия отступила под натиском французских войск?

- О ком ещё, кроме Наполеона говорится в этой статье?

(о М.И. Кутузове) (слайд)

- Найдите в статье слова, которые характеризуют этого человека.

- Почему М.И. Кутузова считали талантливым полководцем, нам в своём сообщении расскажет следующий ученик.

Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в русской армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Матвеевич отдал учиться в Кадетский корпус (Инженерно-артиллерийскую школу). Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг и ценил русских воинов.

Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове.

В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

У. Благодаря каким качествам Кутузов считался талантливым полководцем?

У. Достигли ли мы цели урока?

(Ещё нет, но мы узнали о Наполеоне и Кутузове)

Опорный сигнал дополняется именами. (слайд)

 

2.Просмотр видеофрагмента о Бородинском сражении.

У. Показать свой талант полководца Кутузову предстояло в решающем сражении. Об этом событии нам расскажет старый солдат, который принял в нём непосредственное участие. Слушайте и смотрите внимательно. После просмотра вам предстоит ответить на несколько вопросов.

 Просмотр видеофрагмента DVD «Аты – Баты. Истории старого солдата». Цикл телепередач.//Бородинское сражение.

У. Как название получило сражение, фрагмент о котором вы посмотрели?

- Почему оно называется Бородинская битва?

- Назовите точную дату Бородинской битвы (26 августа 1812г.)

- В чью пользу завершилась битва?

- Почему Кутузов принял решение отступить? Выскажите ваши предположения.

(армия понесла большие потери в этом сражении, надо было ещё защищать Москву)

  1. Словарная работа. (слайд)

У. Вернёмся к стихотворению, которое было вам предъявлено в начале урока. Его автор М.Ю. Лермонтов, это фрагмент из его произведения, которое называется «Бородино», хотя Михаил Юрьевич не участвовал в той войне, он очень чётко и ярко представил нам ход Бородинской битвы, давайте ещё раз прочитаем отрывок. (читает хорошо читающий ученик)(слайд)

- Какие образы возникают у  вас при чтении этого отрывка?

- Назовите новые, непонятные для вас слова. (редут, драгун, улан, картечь)

Откройте свои рабочие тетради на с. 41 найдите задание под звёздочкой, прочитайте. С чем сейчас будем работать? (с толковыми словарями). Учащиеся находят определение слов «редут», «драгун», «улан», «картечь», по группам работают.

После работы в группе, читают вслух определения.(1 группа – редут, 2 группа - драгун, 3 группа – улан, 4 группа – картечь).

У. Какой цели мы достигли на данном этапе? (опорный сигнал дополняется ответами учащихся) (слайд)

 

У. Кутузов понял, что война двух великих держав не может быть выиграна одним сражением. Чтобы сохранить армию и в дальнейшем победить, было принято решение оставить Москву Наполеону. Кутузов считал, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Пока будет существовать армия, до тех пор останется надежда успешно завершить войну. Но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы, но и всей России.

Но в Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. Вспомним, мы уже говорили об этом периоде истории на уроках литературного чтения. В Москве не было жителей, не было продовольствия. А в конце концов там начался сильнейший пожар.

Как вы думаете, какое решение после всего принимает Наполеон?

В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Найдите в своих тетрадях на с. 42 строки из стихотворения А.С. Пушкина. Под буквой б). Кто их прочтёт?

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Запишите, какой момент запечатлен. (пожар в Москве)

Пожар начался 2 сентября и продолжался почти неделю. Вот что о нём написал Наполеон в своих воспоминаниях.(слайд)

«Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что-либо похожее не действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…»

У. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы.

(слайд) Французская армия вынуждена была отступать по Смоленской дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты и разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных жителями домах: женские шубы и платья, одежду священников и даже шкуры, содранные с павших лошадей. Беглецов преследовали и терзали партизанские отряды, армия Кутузова. Лишь малой части французов удалось уйти из России. Непобедимая армия Наполеона была разгромлена.

Скажите, так почему же Кутузов принял решение – оставить Москву Наполеону, сердце России?

- Почему французская непобедимая армия потерпела поражение?

 - Русские войска преследовали противников до самого Парижа. Весной 1814 года Наполеон подписал отречение от престола и был сослан

VI.Минутка релаксации «Смена цвета»

Историю какого века мы сейчас изучаем? Дома вы будете знакомиться с великими художниками XIX века. Хочется отметить, что какими бы трудными не были времена на русской земле, на ней всегда жили замечательные и великие художники, поэты и композиторы.  Я хочу пригласить вас в картинную галерею XIX века и  показать вам картины, которые вы будете смотреть под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который тоже жил в XIX веке. (слайд)

4.Знакомство с историческими памятниками Отечественной войны 1812 года. Работа с дополнительной литературой (слайд)

Но ведь памятники произведений искусства бывают не только художественными или музыкальными. Сейчас в группах вам предстоит самостоятельно познакомиться с памятниками, которые были выполнены благодарными потомками в честь героических событий Отечественной войны 1812г.

Группам раздаются научно-популярные тексты о памятниках, посвящённых событиям Отечественной войный 1812г. Группы выполняют задание по алгоритму. Выступают с сообщением. Дают самооценку работе групп.

1 группа: памятники М.И. Кутузову и французским солдатам на Бородинском поле.(слайд)

2 группа: храм Христа Спасителя (слайд)

3 группа: Александровская колонна в Санкт -  Петербурге (слайд)

4 группа: Казанский собор в Санкт – Петербурге.(слайд)

5.Работа с понятием «Отечественная война» (слайд)

У. На все ли вопросы мы нашли ответ?

(нет, мы не ответили на вопрос почему война 1812г. названа Отечественной)

У. Ваши предположения.

- Давайте проверим их, где можем взять информацию?

(в учебнике)

- Прочитаем последний абзац на с. 116 в статье «На войну с Наполеоном поднялся весь народ».

- Уточните определение.

Отечественная война – это война, в которой на защиту Отечества поднимается весь народ

Дополнение опорного сигнала (слайд)

У. Запишем это определение в тетрадь с. 40 № 1

VII.Подведение итогов урока

Фронтальная беседа по вопросам:

- Над какой темой мы работали?

- Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- О каких исторических личностях узнали на уроке?

- С каким событием можно соотнести дату 26 августа 1812г.?

- Почему война 1812г. называется Отечественной.

У. В  годы  Великой отечественной войны  воинов  вдохновляли  подвиги  Пожарского  и  Минина,  Невского  и  Донского, солдат Отечественной войны 1812г..  В  разные  условия  попадали  русские  солдаты  на  войне.  Им  приходилось  в  одиночку  вступать  в  битву  с  врагом  и  силы  им  давали  подвиги  предков  и  родная  земля.  Она  словно  говорила  солдату  в  его  последний  час:

                             « Ты  воюй,  солдат,  воюй,

                             Ты  воюй,  солдат,  толково

                             Там,  где  ты  сейчас  стоишь

                             Там  и  поле  Куликово».

И,  действительно,  солдаты  героически  сражались  за  каждую  пядь  родной  земли,  отдавали  жизни  свои  за  свободу  и  независимость  Родины.

 

- Как менялось ваше настроение, ваши чувства во время урока?

Подойдите к доске и определите свою фотографию к тому смайлику, настроение которого соответствует вашему.

(дети подходят к интерактивной доске и двигают свои фотографии с смайликам весёлому или грустному)

VIII.Домашнее задание с. 112 – 119, рабоч. тетр. С. 42 задание под звёздочкой по желанию.

IX.Оценки за урок.

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

 

 

 

 

 

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: формулирование проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУГ: принимать и сохранять учебную задачу; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

 

 

 

 

 

 

ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью ИКТ.

 

 

 

 

 

 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной форме

 

 

ЛУУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

 

 

 

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: основы смыслового восприятия художественных текстов, выделение существенной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

 

 

 

ПУУД: строить сообщения в устной форме; основы смыслового восприятия познавательных текстов, выделение существенной информации.

КУУД: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

 

 

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме

 

 

 

 

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности

 

 

 

 

РУУД: формирование

положительной мотивации учения

 

 

 

РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя