Планирование  работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016  уч.год

Целью работы с родителями таких детей является: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.

Основные задачи работы:

1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы.

2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители.

3. Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.)

Воспитательная функция семьи заключается в следующем:

1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2)  Развитие способностей, приобретение знаний.

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

4) Социализация в обществе.

5) Формирование ЗОЖ.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры.

 Направления работы с родителями:

1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;

2) с частью родителей в форме занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

3) индивидуальная работа с родителями с целью оказания индивидуальной помощи, психолого-педагогического сопровождения ребенка и психологической поддержки семьи

Содержание работы школы с родителями:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование, консультирование, включая юридическое.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Общешкольные конференции

Индивидуальные консультации педагога, психолога,

социального педагога

Посещения на дому

Родительский всеобуч

Родительские тренинги

Практикумы

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: деловая игра, КТД, ролевая игра, круглый стол, защита проектов

Участие в мероприятиях, акциях школы, района.

 

Формы психолого-педагогического просвещения:

  • Лекция
  • Практикум.
  • Тренинги
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Родительские собрания ( общешкольные, классные)
  • Беседы включают в себя следующие сведения родителей о своих детях:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

1

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»Отв.Харлова Н.Н.

2

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) Отв.Усачева О.М.

3

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

 Индивидуальные консультации, отв. Брянцева Е.И., Харлова Н.Н.

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов  к школьной ярмарке«Дары осени»)

Октябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» отв. шк.фельдшер

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»отв. Харлова Н.Н.

 

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) отв.Усачева О.М.

4

«Родительский университет»

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

Отв. кл.рук-ли

Ноябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

                      Отв. кл-рук-ли

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

                     Отв.Харлова Н.Н.

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие- тренинг: «Игры и упражнения для развития дыхания»  отв. Усачева О.М.

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»          отв. кл.рук-ли

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;  отв. кл.рук-ли

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с ребенком»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» отв. юрист школы

4

«Родительский университет»

Родительское собрание для родителей учащихся с ОВЗ: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»  отв. Харлова Н.Н.

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

КТД: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) отв. зам.директора по ВР

Январь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» отв. кл.рук-ли и учителя физкультуры

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой). Участие в школьной акции «Покормите птиц».         Отв.Страшинская Л.П.

Февраль

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»                      отв. шк.фельдшер

2

«Научите меня говорить правильно»

Ролевая игра (родительское собрание): «Я расскажу тебе сказку, дружок» — обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) отв. Усачева О.М.

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

                                 Отв. кл.рук-ли

2

«Игра – это серьезно»

Защита проектов: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» отв. кл.рук-ли

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом                           отв. Усачева О.М.

4

«Родительский университет»

Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»  отв. соц педагог

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

КТД: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) к выставке декоративно-прикладного творчества      отв. Страшинская Л.П.

Апрель

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» с последующим посещением семей учащихся        отв.кл.рук-ли

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

                                      Отв. кл.рук-ли

3

«Родительский университет»

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

                                      Отв. Харлова Н.Н.

Май

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) отв. Харлова Н.Н., кл.рук-ли, шк.фельдшер

2

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)       отв Усачева О.М.

 

Приложение к ПЛАНУ

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

 

В 2014-2015 учебном году проводилась целенаправленная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Члены социально-психологической службы: педагоги-психологи, учитель-логопед, социальный педагог проводили работу с детьми с ОВЗ и их родителями в соответствии с планами по социально-психологическому сопровождению детей с ОВЗ. Формы использовались разные:

  • Лекция
  • Практикум.
  • Тренинги
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Родительские собрания ( общешкольные, классные)
  • Беседы включают в себя следующие сведения родителей о своих детях:

Целью работы с родителями для себя мы ставили: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.

Основными задачами для работы с ними мы определили:

1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы.

2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители.

3. Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.)

Нами проводилась следующая работа  с родителями с целью повышения психолого-педагогических знаний родителей  через лекции, семинары, индивидуальные консультации; вовлечения  родителей в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической баз  и привлечение  родителей к управлению школой  через работу в совете школы и родительских комитетов.

Мы  использовали как традиционные, так и не традиционные формы работы с родителями.