ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
            Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. (Тема урока)

 

  1.  

ФИО (полностью)

Якорнова Елена Викторовна

  1.  

Место работы

МКОУ МСОШ №2

  1.  

Должность

учитель

  1.  

Предмет

русский язык

  1.  

Класс

9

  1.  

Тема и номер урока в теме

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Урок №5.

  1.  

Базовый учебник

Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений  :  М., «Просвещение», 2010 год

 

8. Цель  урока:

повторить и систематизировать материал по теме  «Сложное бессоюзное предложение»

9. Задачи:

- обучающие: повторить и закрепить полученные знания о бессоюзных сложных предложениях;

-развивающие: развивать пунктуационные навыки, орфографическую зоркость;

-воспитательные: воспитывать чувство ответственности, аккуратность в работе, внимательность,  культуру общения.

  1. Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний. 
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
  4. Структура и ход  урока

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Формы работы.

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

1.

Оргмомент. Мотивация.

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обеспечивает эмоциональный настрой на учебную деятельность.

 

2.

Актуализация знаний.

фронтальная

 1. Словарная работа.

-Объясните значение слов. Составьте словосочетания с этими словами.(слайды 2-5)

-Как называются эти слова? (паронимы)

2. -А теперь попробуйте решить лингвистическую задачу ( слайд 5): определите, в каком месте можно поставить запятую и точку с запятой в следующем предложении.

-Как изменится предложение от вариантов расстановки знаков препинания?

- Так чем же определяется выбор знака препинания в БСП?

Отвечают на вопросы, выполняют задание, выполняют самопроверку по слайду.

3.

Целеполагание

фронтальная

-Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

- Что мы должны  повторить о БСП? (слайд 7)

Формулируют цель и задачи урока

4.

Реализация построенного проекта

фронтальная

 Беседа (опора – схема на слайде 8)

- Расскажите, при каких смысловых отношениях между частями БСП ставится запятая? Точка с запятой?

-Двоеточие?

-Тире?

  

 

 

 Анализируют схему на слайде, отвечают на вопросы.

5

Первичное закрепление

индивидуальная

  1. Игра «Каждой пословице – свой знак»

Задание: определите, какой знак нужно поставить в каждом предложении, впишите этот знак в таблицу. (слайд 9)

  самостоятельное выполнение задания , коллективная проверка с использованием слайда. 

   

Работа в группах

 2. Игра «Найди нужное предложение»

Задание каждой группе, используя  подсказки в карточке, найти предложение с определённым набором характеристик, вписать первую букву в свою клеточку на слайде. При правильном выполнении задания должно получиться слово. (слайд 10, карточки для работы в группе см. Приложение 1)

 

  Работа в группах, проверка с использованием слайда.

6

физминутка

 

   

7.

Включение в систему знаний и повторение

Индивидуальная, фронтальная.

 Конструирование.

Задание: Спишите предложения, заменив союзы двоеточием или тире (слайд 11)

 

а) самостоятель-ная работа в тетради

б) коллективная проверка.

8.

подведение итогов урока Рефлексия учебной деятельности

фронтальная индивидуальная

Обобщение по теме урока

- Какие предложения называются бессоюзными?

- От чего зависит выбор знаков препинания между частями БСП?

- Дайте оценку своей работе на уроке. В табличку на листе самооценки поставьте 1 балл, если можете  сказать «Знаю», «умею», 0 баллов, если

«Не знаю», «Не уверен».  (слайд 13)  Если у кого-то  получился 0, значит, нужно ещё поработать.

ответы на вопросы учителя, выводы по теме,

работа в листах обратной связи

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Приложение 1

Группа 1.

Задание: найдите БСП, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву этого предложения.

1) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя. (Т.) 2) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли. (Аре.) 3) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя3 глубину и звучность  его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с (золотисто) алыми краями. (Бун.) 4) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями. (П.) 5) Семён Иванович оглянулся спрятать­ся было негде. (А. Н. Т.) 6) От себя могу обещать только одно будем работать беззаветно работать. (Фад.) 7) Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах нигде не мерцал огонёк не слы­шалось никакого звука. (Т.)

 

 

 

 

 

 

                                               Группа 3.

Задание: найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: БСП, состоящее из четырёх частей. Вторая, третья и четвёртая части раскрывают содержание первой части. Выпишите начальную букву первого слова четвёртой части этого предложения.

1) Я добрался наконец до угла леса но там не было никакой
дороги какие (то) (не) кошеные низкие кусты широко расстилались
передо мною а за ними далеко (далеко) виднелось пустынное поле.
(Т.) 2) Некоторое время3 сквозь эту пелену ещё доносился шум
лиственниц потом и он смолк буд(то) задавленный снегом ветер
стихал. (Кор.) 3) Вокруг обычным спокойным порядком шла ра­
бота глубоко внизу сигналили машины гремела арматура раздава­
лась барабанная дробь пневматических ломов. (С. Ант.)

 

 

                                      Группа 2.

Задание: найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединённых бессоюзной связью, между которыми по правилам пунктуации употребляется двоеточие. Выпишите начальную букву этого предложения.

 

1)  Ны(н, нь)че в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов р..стущих в скром­ном палисаднике.(Л.) 2) Ветки цветущих череше(н, нь) смотр..т мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.(Л.) 3) Если(же) этого (н..) случи(т, ть)-
ся то всё(таки) что (нибудь) да будет такое чего с другими (н..)
как (не)будет или нарежется в буфете таким образом что только
смеётся или проврётся самым жестоким образом так что наконец
самому сделается совестно.   ( Г.)

 

 

                                               Группа 4.

Задание: найдите предложение, структура которого соответствует следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

 

Ны(н, нь)че в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов р..стущих в скром­ном палисаднике2. Ветки цветущих череше(н, нь) смотр..т мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пяти­главый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона на восток смотреть веселее (в)низу передо мной п..стреет чистенький, новенький городок шу­мят целебные ключи шумит разноязычная толпа,— а там дальше амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом...