Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе

 

Учитель Терновых С.В.

 

Тема: «Знакомство с буквой К,к»

 

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой К, к; научить выполнять звуковой анализ слов «брюки», «карта; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, расширению словарного запаса учащихся.

 

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву К, к; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости; обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок».

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов; осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание зашифрованных слов; поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове «крот».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

 

Оборудование: карточки для составления опорного сигнала, магнитные буквы, звуки, презентация

 

Ход урока

УУД

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

У. - Здравствуйте, ребята!

- Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Нам предстоит интересная работа. Поэтому девиз нашего урока: «Что бы  не делали, все должно быть прекрасно, должно радовать и нас, и тех, кто рядом с нами».

  1. Актуализация знаний. Фонетическая разминка

У: Урок начнем с блиц – опроса, построим опорный сигнал к нашему уроку: (по ходу опроса учитель составляет опорный сигнал)

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Д: Все звуки можно разделить на гласные и согласные

(на доске прикрепляются таблички: гласные, согласные)

У: Как отличить гласные звуки от согласных?

Д: Гласные поются, а согласные не поются.

У. Какие согласные мы уже умеем обозначать буквами?

(на доске под согласными – м, н, р, й, г)

У: На какие группы можно разделить все согласные звуки?

Д: Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

(на доске появляются значки           )

У: Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?

Д: а, о, у, ы, э

(на доске -       а, о, у, ы, э)

У:  Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?

Д: я, ю, и, е, ё

(на доске -     я, ю, и, е, ё)

У: Давайте споем песенку гласных звуков. Девочки споют песенку командиров для твёрдых согласных. Мальчики споют песенку командиров для мягких согласных.)

Опорный сигнал

 

           
  Скругленный прямоугольник: согласные   Скругленный прямоугольник: гласные
 
   
 

 

 

 

 

          М Н Р Й Г                              А О У Ы Э     

                                                           Я Ю И Е Ё

            

  1. Артикуляционная гимнастика. Постановка  учебной задачи

У: Попробуйте прочитать скороговорку сами медленно:

На доске:

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

 - Попробуйте прочитать скороговорку хором вместе со мной медленно.

 - Давайте произнесем скороговорку с выделением логического слова:

 - Кто кушала кашку?

 - Где кошка Крошка кушала кашку?

 - Что кушала кошка?

- Кто попробует быстро произнести скороговорку?

 - Какой звук чаще всех повторяется в скороговорке?

Д: Звук [К]

У: Кто из вас ещё не знаком с буквой, которая обозначает этот звук?

- Хотите, чтобы эта буква стала нашей гостьей?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Д: Знакомство с буквой К.

У: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель и задачи, которые мы постараемся решить на уроке. Используйте для этого, написанные на доске фразы.

Познакомиться с …..

Учиться отличать….

Учиться читать…

Д: Цель нашего урока – познакомиться со звуками [к], [к’] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [к], [к’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова  с новой буквой.

  1. Открытие нового знания
Работа по учебнику
  1. Звукобуквенный анализ слов «карта», «брюки»

У: Откройте Буквари на с.81. (опускаю экран) Что изображено на картинке

Д: На картинке изображена карта

У: Возьмите фишки. Проведём звуко - буквенный анализ слова «карта»  (цепочкой)

(Приложение 1. На слайде появляется схема слова «карта»)

У: Сколько слогов в этом слове?

Д: В этом слове два слога.

У: Назовите первый слог.

Д: Кар

У: Назовите второй слог.

Д: та

У: Позовите слово и определите ударный слог.

Д: Кар

(Приложение 1. Все ответы детей появляются на слайде)

У: Звуко – буквенный анализ слова «брюки» проведите в паре.

У: Проверьте свою работу (на слайде появляется схема слова)

Кто справился без ошибок? Поднимите сигнальные карточки.

Молодцы!

У: Сколько слогов в слове «брюки»?

Д: В этом слове два слога.

У: Назовите первый слог.

Д: брю

У: Назовите второй слог.

Д: ки

У: Позовите слово и определите ударный слог.

Д: брю

(Приложение 1. Все ответы детей появляются на слайде)

2. Упражнение «Самый внимательный»

У: Найдите в первом слове (карта) первый звук, а во втором (брюки)– четвертый. Произнесите их тихонько. Чем отличаются звуки?

Д: Они отличаются по твердости  - мягкости.

У: Чем похожи эти звуки?

Д: Они обозначаются одной и той же буквой – К

У. Найдите у себя в кассах и покажите мне эту букву. (убираю экран)

(учитель демонстрирует эту букву классу)

- На что похожа буква К?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

У. Вернёмся к нашему опорному сигналу, куда поместим букву К? К согласным или гласным?

3. Физкультминутка. Игра «Камень – вата»

У: Если слышите твердый звук [К] – приседаете.

Если слышите мягкий звук [К’] – подпрыгиваете.

Крот, кино, кенгуру, окно, класс, коньки, (и приседают и подпрыгивают)

4.  Дифференцированная работа по учебнику

 хорошо читающие дети – чтение рассказа Г. Остера «Так нечестно» с. 83 (Лада, Кирилл, Рома, Никита, Артём, Коля, Арина)

знающие, но медленно читающие – выборочное чтение рассказа Г. Остера «Так нечестно» с. 83. Подчеркнуть и прочитать слова, в которых встречается буква К. (Кристина, Антон, Катя, Влад, Маша, Леша ,Катя)

слабо читающие  – чтение за учителем слогов с буквой К

          -  чтение слогов, в которых твёрдый звук [к]

          - чтение слогов, в которых мягкий звук [к’]

          - составление и чтение слов (кора, кони, край, крой, колокол)

Проверка задания у 1 группы

 - Кто играл во дворе?

 - В какую игру играли щенок и котенок?

- Вам знакома эта игра?

 - Как по-другому можно назвать эту игру? (догонялки)

- Объясните слова соседского кота «как кошка с собакой живут, давно известно» (это значит не ладить, ссориться, не дружить)

- Как вы думаете, прав соседский кот? (очень часто животные, которые с детства воспитывались вместе, живут в мире, дружат)

Проверка задания у 2 группы.

 - Какие слова вы нашли?

  1. Итог урока

У: Наш урок подходит к концу. Чему же мы научились, что запомнили на уроке? В своих ответах используйте слова

            Я запомнил…

            Я узнал… и опорный сигнал.

У. Все ребята работали хорошо. Мне понравились ваши ответы.

  1. Рефлексия

-А вот какое настроение у вас осталось от нашего урока, мы сейчас узнаем.

Прикрепите главную героиню нашего урока – букву «к» - к той полянке настроений, которая вам подходит.

                         (Дети прикрепляют буквы)

 

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие.

 

 

ЛУУД: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: высказывают своё мнение

 

 

 

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

ЛУУД: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

ПУУД: выполнение звукового анализа слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

КУУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: осмысление прочитанного произведения

ЛУУД: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

 

 

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.