Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии.

Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны.

Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения.

Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха.

Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка.

С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно.

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра.

Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки.

Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание.

Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи.

Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя.

Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений.

Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера.

Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий).

В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Как заниматься с ребенком дома?

От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.

На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.

Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.

Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей.

Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам.

Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.

После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее.

Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление.

Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/logoped-3-4-goda

Йыба и пливет: как научить ребенка говорить букву “Р” в домашних условиях?

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Картавость, неправильное произношение буквы «р» встречается среди детей нередко. Зарождается она в дошкольном возрасте.

В подростковом периоде проблема прогрессирует, а по мере взросления — усиливается и укрепляется. Важно знать, почему кроха не может произносить звук «р», в каком возрасте это считается нормой, а когда становится патологией и как научить ребенка говорить р.

Причины неправильного произношения звука

Многие родители начинают переживать, если ребенок вместо «р» говорит «л» или проглатывает данный звук. Но нужно помнить, что до трехлетнего возраста выговаривать сложную букву крохе трудно. Необходимо набраться терпения, заниматься с малышом.

Распространенные ошибки малыша при произношении «р»:

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

  • замена звука «р» на «л», «ы», «й»;
  • гортанное произношение буквы;
  • скомканное окончание звука;
  • выговаривание буквы с вибрацией.

Неправильное произношение «р» может быть вызвано такими причинами:

  • родители говорят сокращениями, проглатывают сложные звуки. Поскольку для ребенка нет хорошего примера произношения «р», он не может правильно выговаривать слова с данной буквой;
  • во время разговора кроха дышит прерывисто, а не ровно и плавною;
  • ребенок еще слишком маленький для того, чтобы правильно выговаривать букву «р»;
  • мышцы языка, губ и неба развиты недостаточно хорошо для произношения сложных звуков. Проблема решается укреплением мускулатуры органов речи, лица при помощи специальных упражнений. Чем лучше будут развиты мышцы, тем четче станет речь;
  • неправильное фонематическое восприятие. Услышанные слова малыш интерпретирует неверно. Это может показаться родителям забавным. Но, произнося неправильно из раза в раз слова, ребенок начинает искажать их все чаще и сильнее;
  • мама с папой редко общаются с малышом лицом к лицу. Кроха не видит движения губ при произношении буквы «р»;
  • малыш подражает тем людям, которые не могут выговаривать правильно слова с буквой «р»;
  • Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговариватькороткая, неразвитая уздечка языка. Это ограничивает подвижность органа ротовой полости: ребенок не может дотянуться им до верхнего неба, чтобы воспроизвести звук. Данное состояние считается врожденным пороком. Развить уздечку можно при помощи специальных упражнений, речевой гимнастики. В тяжелых случаях ситуация исправляется лишь оперативным способом;
  • имеются нарушения функций коры головного мозга. Без помощи медиков в этом случае не обойтись;
  • в семье, в которой растет малыш, наблюдается неблагоприятная обстановка;
  • нарушенное дыхание. Когда во время разговора воздух из ротовой полости уходит в неправильном направлении, тогда звуки произносятся неверно. Часто дошкольники выговаривают букву «р» в нос. Причина может заключаться в слабой работоспособности легких, аденоидах, проблемах с сердцем и сосудами, рините.
Читайте также:  Капли от насморка для новорожденных и детей 2-3 лет: список лучших противовирусных и сосудосуживающих спреев для носа

Звук «р» дети осваивают позже остальных. Но, если же в 5-6 лет ребенок не может произносить правильно слова с такой буквой, тогда стоит обратиться к логопеду.

Как научить малыша правильно говорить букву?

Большинство родителей предпочитает обучать кроху правильному произношению звуков самостоятельно. Они обращаются за помощью к логопедам лишь в крайних случаях, когда домашние занятия в течение длительного времени не приносят желаемого результата. Вопрос, как научить ребенка выговаривать букву «Р» быстро, является актуальным для многих семей.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговариватьДля решения проблемы стоит использовать такие методы:

Если домашние занятия не помогают, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист осмотрит ребенка, проанализирует симптоматику и выявит причину развития проблемы. Логопед подберет для малыша индивидуальную схему коррекции нарушений речи. Может потребоваться консультация невропатолога, поскольку неправильное произношение звуков бывает связано с нарушением функций головного мозга (например, дислалией, дизартрией, брадилалией).

Техника постановки звука

Сегодня используются разные техники и приемы для правильной постановки звука у ребенка.

Способы постановки звука «р»:

  • метод №1. Это простая и старая техника. Реализуется в три приема. Сначала надо прижать язык к твердому небу. Далее выполнить глубокий вдох через нос. Затем сделать короткий выдох через рот, направляя при этом воздушную струю на язык, подключая голос. Данное упражнение вызывает вибрацию кончика языка;
  • метод №2. Заключается в постановке звука «р» при слабой воздушной струе. Подходит для детей с заиканием. Также это идеальная техника для ребят, у которых при произношении буквы «р» отсутствует воздушная струя требуемой мощности. Выполнять упражнение следует в полулежачем положении. Голова должна быть немного запрокинута назад. Также потребуется специальный шариковый зонд. Нужно поднять язык вверх к альвеолам и быстро произносить звук «д» или «ды». При помощи шарикового зонда под кончиком языка надо выполнять быстрые движения вправо-влево. Данная техника достаточно эффективная. Постановка звука происходит вдвое быстрее, чем в случае использования предыдущего метода;
  • способ №3. Является парадоксальным и неожиданным. Суть заключается в постановке звука на вдохе. Необходимо длительно произносить «ССССССС», а затем выполнить через рот короткий вдох, подняв и прижав язык к альвеолам. Если все сделано правильно, то ребенок произнесет звук «р»;
  • метод №4. Это техника постановки звука из межгубного положения языка. Необходимо языком (широким  его краем) коснуться верхней губы и начать дуть на кончик носа гудящим звуком «в». При этом указательным пальцем следует играть на нижней губе, вызывая вибрацию;
  • метод №5. Надо высунуть язык и на произнесении звука «а» выполнять скользящие движения вперед-назад.

Прежде чем предложить крохе выполнить то или иное упражнение, следует показать его на собственном примере.

Существуют различные упражнения для выговаривания буквы “Р” для детей. Рекомендуется выбрать несколько из них и выполнять регулярно.

Поможет ребенку освоить звук «р» такая гимнастика:

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

  • «грибок». Представить, что кончик языка – это шляпка гриба, а корень – это ножка. Следует улыбнуться и дотронуться языком до неба. Затем попытаться выгнуть его, не меняя при этом места положения крайней части языка. Если у ребенка не получается придать языку нужную позицию, тогда надо попросить его поцокать как лошадка. Во время этого орган принимает положение, идеально подходящее для выполнения упражнения «Грибок»;
  • «футбол». Закрыть рот и крепко сомкнуть губы. Кончиком языка с силой давить попеременно в щеки, будто катая мяч;
  • «вкусное варенье». Предложить крохе представить, что он ел лакомство и испачкал губы и теперь надо попытаться убрать остатки варенья без рук. Для этого надо высунуть язык и проводить им по губам, сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  • «качели». Открыть рот и высунуть язык. Попеременно тянуться им к носу и подбородку;
  • «индюк». Концом языка водить по верхней губе вперед-назад, произнося при этом «БЛ-БЛ-БЛ».

Каждое из предложенных упражнений рекомендуется выполнять по 10-15 раз.

Зарядка для языка и дыхания

Чтобы научить ребенка произносить звук «р», нужно регулярно выполнять зарядку языка. Для этого рекомендовано упражнение “Лошадка”. Необходимо быстро и долго цокать языком. Также эффективна дыхательная гимнастика. Ниже в таблице приведен действенный комплекс.

Название упражнения Что потребуется для проведения занятий Как правильно выполнять упражнение
Задуй свечу Восковая или парафиновая свечка, спички. Необходимо зажечь свечу. Дуть на нее с разной силой, пытаясь потушить огонь или вызвать его дрожание. Менять расстояние между ребенком и свечей для усложнения упражнения.
Сдуй снежок Кусочек ватки. Положить на нос ребенку кусочек ватки. Язык высунуть и прикоснуться им к верхней губе. Начать дуть воздух, пытаясь убрать с носа ватку.
Веселые пузырьки Коктейльные трубочки, стаканы или чашки, красители разных цветов. Взять несколько стаканов. Заполнить их водой и добавить в каждый из них краситель разного оттенка. Опустить коктейльные трубочки в емкости и предложить ребенку дуть в них, пуская пузыри.

Рекомендуется не переходить к сложным упражнениям, пока ребенок не освоит более простые.

Советы логопедов по организации домашних уроков

По мнению многих логопедов, постановка звука «р», является достаточно сложной. Решать проблему плохого произношения буквы следует комплексно. Рекомендуется дополнять уроки логопедов домашними упражнениями. Иногда бывает достаточно занятий родителей с ребенком.

Преимущества домашних логопедических уроков:

  • родители проводят с ребенком больше времени;
  • кроха находится в привычной для него обстановке. Благодаря этому он не переживает, не боится и не стесняется. Тренировка проходит более продуктивно;
  • отсутствие необходимости посещать поликлинику, в которой работает логопед. Особенно это актуально при плохой погоде, сильной занятости родителей, а также когда повышен риск заражения вирусными заболеваниями.

Но важно уметь правильно организовать домашние уроки, специалисты дают следующие советы:

  • проводить занятия в игровой форме. Пытаться заинтересовать, замотивировать ребенка;
  • придерживаться систематичности в решении проблемы;
  • во время занятий включать приятную музыку;
  • не ругать кроху, если у него долго что-то не получается. При этом следует проявлять настойчивость в обучении;
  • не стоит заниматься с ребенком, если он заболел и плохо себя чувствует;
  • при общении с крохой родителям следует четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется делать сокращений.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву “р”:

Таким образом, неправильное произношение буквы «р» — актуальная проблема для многих дошкольников. Как правило, хорошо выговаривать данный звук дети начинают в 5-6 лет. Если к этому возрасту фонематическая проблема сохранилась, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист выявит причину и подберет действенную схему коррекции. Многие упражнения, рекомендованные логопедом, можно выполнять в домашних условиях. Важно проводить занятия регулярно и правильно.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-govorit-r.html

Как обучить 3-летнего ребенка говорить?

Три года − один из самых интересных и важных периодов в развитии ребенка. Развивается эмоциональная сфера, он начинает понимать и различать интонации взрослых.

В речевом развитии происходит увеличение словарного запаса − как пассивного, так и активного. Малыш учится строить сложные предложения, умеет произносить все группы звуков (кроме сонорных).

Но иногда речевое развитие может отставать от нормы и в таком случае нужно обращаться за помощью к логопеду.

Особенности формирования речи

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

В возрасте трех лет дети активно познают окружающий мир: они сравнивают предметы, устанавливают между ними взаимосвязь и классифицируют по общим признакам. Внимание становится устойчивее, лучше воспринимается и запоминается содержание коротких сказок, рассказов. Поэтому часто с детьми трех лет учат загадки, потешки, короткие стихотворения.

Ребенок активнее познает окружающий мир и все больше задает вопросы взрослым. Недаром 3 года − это период «почемучек». Все это приводит к активному развитию речи.

Происходит резкое увеличение словарного запаса (пассивного и активного): к трем годам у ребенка накапливается до 1000-1200 слов.

Если раньше в речи малыша преобладали существительные и глаголы, то теперь он чаще использует прилагательные, предлоги, реже − наречия.

В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, поэтому в разговоре он начинает все чаще использовать местоимение «Я».

Кроме расширения словарного запаса, происходит и усложнение грамматического строя. Преобладает не фразовая речь, а простые предложения с согласованием в роде, числе и падеже. Но в таком возрасте не стоит ожидать абсолютно правильно построенного (с грамматической точки зрения) предложения.

Уровень развития связной речи позволяет малышу делиться своими эмоциями с окружающими, рассказывать, что интересного с ним произошло. В три года речь все больше приобретает социальную направленность − в этом возрасте дети активнее взаимодействуют со взрослыми и другими детьми.

В три года ребенок осваивает произношение новых звуков. В этом возрасте у детей должно быть сформировано звукопроизношение свистящих, шипящих, губных и губно-зубных звуков.

Не нужно требовать от трехлетнего ребенка идеального произношения сонорных звуков (р, л). В этом возрасте у детей еще недостаточно развит артикуляционный аппарат, а сонорная группа сложная с точки зрения артикуляции.

В три года малыш свободно общается с окружающими, активно познает мир через вопросы и начинает осознавать себя как личность. В этом возрастном периоде ребенок развивается более интенсивно, поэтому важно, чтобы развитие всех функций было гармонично. Если вам кажется, что у вашего ребенка есть отставание от нормы, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Когда и почему нужна логопедическая помощь

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять лет, чтобы обратиться к специалистам. Чем позже вы займетесь коррекционной работой, тем сложнее будет исправить недостатки в речевом развитии. Зачем нужна логопедическая консультация, если есть много информации по обучению и развитию речи ребенка? Причины речевых нарушений могут быть различны. В сложных случаях (например, алалии) только занятий по логопедии будет недостаточно. Дополнительно нужно ходить к неврологу и дефектологу.

Чтобы активизировать речевые центры в головном мозге потребуется принимать курс определенных таблеток, которые назначить может только невролог. Кроме того, логопед сможет точно установить причины отклонений в речевом развитии, и по результатам обследования составит индивидуальный план коррекционной работы.

В каких случаях нужна консультация специалиста?

  • Если первые слова и фразы появились только в три года − в этом случае нужно как можно скорее обратиться к неврологу и логопеду. В норме фразовая речь должна появиться к 1,5 годам.
  • Если нарушено произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Если ребенок все понимает, но не говорит.
  • Если малыш с трудом составляет простые предложения и общается только словами или фразами.
  • Помощь логопеда потребуется, если в возрасте трех лет ребенок продолжает общаться на «своем» языке.
Читайте также:  Можно ли кормящей маме кушать зефир: особенности употребления лакомства в первые месяцы грудного вскармливания

Логопед не только проверит речевое развитие, но и проконсультирует по вопросам коррекционной работы. Но и сами родители должны заниматься с ребенком и создать благоприятную речевую среду.

Рекомендации для родителей

Дети в возрасте трех лет знают большинство предметов или их назначение. Поэтому родителям нужно говорить название малознакомых предметов и объяснять, для чего они нужны.

Кроме того, для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один предмет, опишите его. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете.

Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа.

После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.

Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.

В этом возрасте обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.

Главная задача родителей − поощрение детской речевой активности и развитие социальных навыков. Именно в этом возрасте язык является не просто инструментом для познания мира, а и способом взаимодействия с людьми.

Примеры методик и упражнений

Есть множество методик, упражнений по развитию речи дома. Важно подбирать их в соответствии с возрастом ребенка и цели (то есть что именно вы хотите сформировать или скорректировать).

«Третий лишний»

Цель: формирование навыка обобщения, умения устанавливать связи между предметами, речевое обоснование ответа.

Взрослый показывает картинки с изображением четырех предметов. Нужно определить, какой лишний и объяснить почему. Если возникают затруднения с ответом, взрослый задает наводящие вопросы. Предметы должны быть понятны ребенку.

«Кто это говорит?»

Цель: научить распознавать звукоподражания животным, соотносить взрослого животного и детеныша.

Подберите соответствующий наглядный материал с изображением животных. Спросите, кто там нарисован, попросите изобразить, как это животное разговаривает. Узнайте, как зовут детенышей. Перед проведением задания можете повторить животных.

  • «Скажи какой»
  • Цель: научить выделять и называть признаки предмета.
  • Взрослый показывает изображение предмета и просит назвать основные признаки (цвет, размер, форму, вкус).
  • «Путаница»
  • Цель: научить находить ошибки в знакомых явлениях и называть их.

Взрослый показывает картинку с неточностями: красный заяц ест шоколад, медведь летает, рыба живет в дупле и другие похожие изображения. Ребенок должен исправить ошибки и сказать, как должно быть правильно.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Нужно ли учить грамоте

Все больше современных родителей стремится к тому, чтобы их малыш уже в 3-4 года умел считать и знал весь алфавит.

Нужно понимать, что мозг маленького ребенка не может воспринимать большое количество информации и концентрации его внимания не хватает на длительные уроки.

Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, если неправильно обучать чтению, то оно будет механическим.

Логопеды рекомендуют использовать букварь Н. С. Жуковой, где изучение букв дается в онтогенетическом порядке, то есть изучение начинается с тех букв, которые даются проще всего ребенку.

Малыша нужно научить соотносить звук и букву. Не нужно заставлять детей учить к 4 годам весь алфавит. Гораздо важнее уделить внимание общему речевому развитию ребенка.

Ведь правильная красивая речь − это основа успешного обучения и социализации.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-nauchit-rebenka-govorit-v-3-goda/

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас.

Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.

Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой.

Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу.

Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат.

Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу.

Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: http://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

57 упражнений для запуска речи у малышей | Анна Новик

  • В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
  • Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
  • В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
  • Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
  • Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Читайте также:  Применение индометацина во время беременности: для чего назначают свечи и мазь?

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость.

Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в х!

Источник: https://bestbabyclub.ru/zrr-excercises/

Как научить ребенка 4 лет разговаривать: игры и упражнения для развития речи

В норме к четырём годам ребёнок уже хорошо владеет речью и использует порядка 1500 слов. Но бывают ситуации, когда малыш не торопится общаться, и в этом случае требуется чуть больше усилий для освоения этого навыка.

В первую очередь, нужно понять, что тормозит речевое развитие малыша. Важно исключить наличие серьёзных причин – биологической (связана смозговой дисфункцией, проблемами во время беременности и родов) и социальной (отсутствие стимулов для развития речи, постоянный стресс, гиперопека).

Выявить их возможно на приеме у специалиста. После этого необходимо приступать к реализации плана «как стимулировать речь малыша в 4 года». Сразу оговоримся, что ни о каких насильственных методах обучения речь не идёт.

Вопрос, как заставить ребёнка четырёх лет говорить, даже не должен возникать. Можно только запугать кроху и напрочь отбить у него желание общаться. Поэтому используем только мягкие, спокойные методы, запасаемся терпением и не гонимся за быстрым результатом.

Отмечайте малейшие успехи крохи, вселяя в него уверенность в себе и желание продолжить занятия.

Игры для развития речи детей 4 лет

Обучение речевым навыкам происходит преимущественно в игровой форме. Таким образом дети лучше схватывают суть, проще вовлекаются в процесс и показывают хороший результат. Предлагаем несколько специальных игр для развития речи четырёхлетних детей:

  • забавные рожицы – сядьте перед зеркалом или смотрите друг на друга. Говорите, что делать, и просите повторить за вами. Например: «Высовывай язык и пробуй достать кончиком до подбородка/носа. Сверни язычок трубочкой и покажи мне. Плотно сожми губы и надуй щёки». Поле для фантазии безграничное. Можно слегка подтрунивать над малышом и смеяться над вашими гримасами;
  • лодочка/кораблик – в таз или ванную набираете воду и пускаете бумажный кораблик, и лучше даже не один. Разыгрываете такую историю, например: ветер улетел далеко-далеко, а он так нужен корабликам, чтобы переплыть море и добраться до волшебных земель. Сначала зовете ветер, а потом просите ребёнка дуть на лодочки, чтобы они поплыли. Причём на выдохе необходимо произносить звуки «п» (несколько раз подряд) и «ф» (непрерывно). Кроха не должен надувать щёки. Дуйте сильнее, слабее, прерывисто и наблюдайте за корабликами;
  • хитрая лиса – разыгрываем часть сказки про Колобка. Положите шарф или любой длинный кусок материи на пол – это будет мост, по которому хитрая лиса (ребёнок) будет идти через реку. Попросите малыша высунуть язык и положите на него небольшое плоское печенье (это будет Колобок). Лиса поймала Колобка и идёт домой, чтобы полакомиться, но ей необходимо перейти мост. Ребёнок должен идти, высунув язык и держа на нём печенье; 
  • шаги – на каждый шаг нужно назвать по одному слову на заданную тему (животные, посуда, фрукты, овощи, всё круглое, съедобное и т.д.). Можно внести элемент соревнования и установить старт и финиш, а победитель получит приз;
  • третий лишний – называете три слова (тарелка, чашка, чай; ворона, собака, кошка и т.д.) и просите ребёнка найти лишнее. Эта игра научит его обобщать (тарелка, чашка и чай – предметы на кухне, но чай не относится к посуде; ворона, собака и кошка – живые существа, но птица будет лишней) и расширит словарный запас.

Важно понимать, что ребёнок не просто должен научиться говорить, в идеале надо обучить его делать это правильно. В решении такой задачи помогут следующие упражнения для развития речи ребёнка четырёх лет:

  • Тренировка мышц речевого аппарата:
  • рыбка – открываем рот как можно шире и затем закрываем, выполняется под счёт;
  • часики – широко улыбаемся, рот открыт, под счёт водим кончиком языка от правого уголка рта к левому;
  • качели – рот открыт максимально широко, кончик языка поочередно дотрагивается до десны то за верхними, то за нижними резцами; 
  • слон – вытягиваем губы трубочкой, как будто произносим звук «у»;
  • хомячок – надуваем щёчки, плотно сживаем губки и энергично жуём, как это делает хомячок. 

Каждое упражнение рекомендуется выполнять вместе с ребёнком и сопровождать стихами и присказками.

  1. Весёлые стишки для обучения произношению гласных звуков «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Можете придумать сами или воспользоваться готовыми вариантами. 
  2. Ролевые игры – придумайте историю, где нужно научить главного героя правильно произносить какой-то звук или слово. При этом ребёнок должен выступать в роли обучающего персонажа (первый раз можете разыграть эту роль сами, а потом передайте её малышу). 

Любые занятия и игры, развивающие речь ребенка в 4 года, обязательно выполнять вместе. Сначала вы берёте на себя ведущую роль и постепенно передаёте её ребёнку (пользуйтесь фразами «помоги мне», «напомни-ка» и пр.). Активные дети могут сразу выступать в качестве главного героя. При регулярных занятиях прогресс не заставит себя ждать.

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/kak-nauchit-rebenka-4-let-razgovarivat/

Ссылка на основную публикацию