Многим родителям интересно, как научить ребенка постоять за себя, находить общий язык со сверстниками, а в ситуации конфликта защищаться. Тема актуальная, и психологи дают полезные рекомендации.
Как обучить ребёнка стоять за себя
Очень часто способы поведения в разных конфликтах мальчик или девочка приносит в детский садик из дома. Домашние ссоры и неурядицы часто переносятся в группу, где кроха начинает конфликт с одногруппниками и обижает их.
Учить стоять за себя необходимо
Обида выражается по-разному: рукоприкладством и словами. Поэтому мама и папа должны говорить с ребенком, объяснить, какой тип самозащиты он может применить при конфликтной ситуации. Выбор зависит от ситуации, в которой оказался ребенок.
К сведению. Дать сдачи не означает ударить. Однако если проблема не решается, малыш не должен боятся защитить себя даже силой.
Причины конфликтных ситуаций
Прежде, чем приучить малыша давать отпор, обучить уверенности в себе, важно понять, насколько это действительно нужно.
Бояться не нужно
Опыт психологов показывает, что бесхребетностью малыша обычно недовольны те взрослые, которые и сами в детские годы не могли дать отпор агрессорам.
Важно найти причину ситуации: надо ли убеждать родное чадо в зависимости обид и физзащиты, если он просто отдал куклы, машинки, а сам копается одним совком, или если во время активной игры его постоянно отпихивают.
Возможно, малышу просто хочется поделиться или ему не нравятся шумные, подвижные игры.
К сведению. Если же понятно, что ребёнка обижают, он срочно нуждается в помощи и ему надо обязательно развивать уверенность, то нельзя игнорировать определенные правила. Необходимо приучать к силе духа.
Отношения в семье, как модель поведения
Важно присмотреться, не очень ли часто сын или дочь бывают наказаны. Нельзя систематически сравнивать ребенка с другими, демонстрируя, что он отличается, что другие лучше, красивее, сильнее, умнее. Это негативно скажется на самооценке и усугубит ситуацию.
Надо говорить с родным чадом, научиться доверию и открыто обсуждать проблемы. Когда дома, напротив, гиперопекают ребенка, оберегают от проблем, то это спровоцирует мягкотелость, малыш будет застенчивым, робким и неконфликтным. Кроха просто не поймет, как себя вести, дать сдачи, стоять за себя и защититься при агрессии других детей, его это не испугает, а удивит.
К сведению. Любовь и добро дома – это хорошо, но ограничивать общение крохи из-за мнимых нападок неправильно. Ребенок должен знать о разных ситуациях, негативных, позитивных и уметь защищать себя.
Как признавать свои ошибки и решать конфликты
Важно учить малыша признавать вину, осознавать ошибки и держать ответ за действия. Необходимо донести до крохи, что, если никто не страдает, все можно исправить.
Если же ребенок совершил поступок специально, то важно объяснить, что он ошибся, и рассказать, какие могут быть последствия.
Когда малыш обучится принимать неправоту, его самооценка возрастет, и в будущем проще будет решать раздор со сверстниками в детсаду и на улице.
Отношения со сверстниками
Главное условие успеха — растить оптимистически настроенного человека. Ведь «посуда бьется на счастье». Никто не разбил нос – и чудесно. К оптимисту обязательно притянется другой позитивно настроенный, который и поделится игрушкой. Ведь совместная игра интереснее.
Вину нужно уметь признавать
К сведению. Когда ребёнок станет постарше, умение отвечать за свои поступки и оптимизм будут помощниками в отстаивании личной позиции и поможет находить выходы из сложнейших проблем.
Как правильно реагировать на дразнилки и оскорбления
От дразнилок, прозвищ и обидных кличек еще мало кому удавалось убежать. Обижаться на это или нет — важный вопрос. Одних коверканье своей фамилии или имени может довести до слез, а кого-то даже развеселит.
Надо обучить кроху не обращать внимание на обзывание и самому не давать прозвищ другим, потому что у каждого свое хорошее индивидуальное имя. Важно просто усвоить этот момент.
Как ребёнку постоять за себя
Бывает, малыш первый год в школе и, придя домой, по дороге его задирают сверстники, угрожают, нарываются на драку. Никто не может заставить человека идти против воли, а также бить, унижать, вот что важно донести до родного чада. Надо дать понять, что самозащита возможна не только кулаками, совсем не обязательно бить и драться.
Необходимо суметь найти в себе силы урегулировать раздор и не показать, что боишься, даже если страшно до ужаса. Не терять самообладания в диалоге – вот, что играет роль. Однако когда слова не помогают, обидчик дерется, надо уметь дать сдачу.
На заметку. Надо обучить сына или дочь базовым приёмам самообороны. Также важно объяснить, что один в поле не воин, когда напала толпа, правильно ретироваться.
Неблагополучный коллектив
Если малыш регулярно попадает в конфликты, возможно, он попал в дурную компанию. Не надо запрещать общение с «мнимыми» друзьями, чтобы не спровоцировать внутренний протест, данный способ — ошибка. Лучше познакомить с другими ребятами. Сходить в гости, записать на кружок или секцию. Там ребенок найдет сверстников и поймет, кто лучше, сравнив.
В плохом коллективе малышу придется уметь выстоять
К сведению. Флегматичные дети не всегда становятся объектом нападок, даже в детском саду уважают уверенных и смелых. Важно показать себя в коллективе, не бояться.
Наблюдение и выявление агрессора
Необходимо посмотреть за ситуацией, насколько это возможно. Понять, не свой ли отпрыск провоцирует конфликты и драки. Может, именно он — задира и провокатор, а другие защищаются, хоть и жестоко. Если это так, надо не бояться объяснить, что он вызывает негатив у других, рассказать, как правильно себя вести.
Не боятся просить помощи
С малых лет чаду надо дать понять, что попросить помощь взрослых, не стыдно. Важно, растить ребенка уверенным в себе, пусть ощущает поддержку. Тогда малыш не испугается и не застесняется просить о помощи маму, папу, друга.
Почему малыш не противостоит конфликту
Иногда, приходя из детсада, малыш часто начинает жалобы, что его обещали обидеть или уже обидели. Прежде, чем защищать, надо выяснить, почему возникли разногласия, и по возможности устранить первопричины. А спровоцировать ситуацию может низкая самооценка.
Может, малыш неопрятный, не умыт или в грязных вещах, что вызывает издевки сверстников. Возможно, смешно подстрижен, нелепо одет. Также гнев одногруппников может вызвать ябеда. Дети не любят таких и будут мстить.
Мама должна объяснить, что сдавать своих плохо, в любом случае.
Как научить ребенка давать сдачи: надо ли
Иногда родители преувеличивают. Двигаемые своими внутренними опасениями и гневом, они во всём наблюдают унижение малыша. Дети – проще. Сейчас подрались, через 5 минут играют дружно.
Далеко не каждая проблема требует серьезного разбирательства. Но, акцентируясь на обиде, взрослые только заостряют внимание на пустяках и так наносят вред ребёнку, выращивая эгоизм.
Детей, только и думающих, как отстоять свое достоинство, не любят в социуме.
Стоит ли учить ребенка агрессивному типу поведения
Если дочку или сына систематически обижают, надо задуматься над тем, как научить ребенка дать сдачи, поговорить с воспитателем или педагогом и постараться прояснить ситуацию. Встреча с родителями обидчиков обязательна. Не скандал в присутствии детей, а спокойная беседа, чтобы найти выход. Это не принесет вред.
К сведению. Малыш бы не жаловался, если бы мог защититься.
Пока ребёнок мал – долг родителей обезопасить и дать защиту. Ребенок должен знать, что родитель рядом и поможет в любом случае. Только тогда кроха ощутит уверенность и обучится давать сдачу.
Давать сдачу надо уметь
Победа над страхом
Когда родитель безустанно твердит о «жестоком», ребенок ощущает себя все время напряженно. Не находя силы победить врага, он чувствует в душе страх и агрессию. Кроху надо учить доброте. Да, в нём встречается иногда зло, но добро в результате торжествует.
Как воспитать в ребенке смелость
Необходимо объяснит малышу, как и когда следует реагировать на обидные слова, действия. Однако если дочь или сына унизили дома, не стоит ждать адекватной реакции на такую провокацию в детсаду или школе.
К сведению. Малыш не должен бояться дать отпор. То есть запрещается наказывать за применение силы, если это было правильно, иначе в другой ситуации он испугается ответить.
Как обучить ребенка давать сдачи
Важно привить любовь к спорту. Это только в плюс. Спорт учит терпеть и сдерживаться, мотивирует на достижение цели и сложной победе. Ребенок, который побеждал в спорте, будет побеждать по жизни и 100% всегда сможет защитить и себя, и других. Помимо этого, физически сильного ребенка сложно обидеть, унизить или заставить что-то делать помимо его воли.
Вопрос, как воспитывать в ребенке смелость, сложный. Но, прислушавшись к советам, все можно воплотить в жизнь. Главное — доверие и общение.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-naucit-rebenka-postoat-za-seba
Как научить ребенка постоять за себя в детском саду и школе
Когда наш ребенок начинает ходить в детский сад или школу, то попадает в коллектив и учится общаться с детьми. Не всегда малыш может дать отпор. Родители остаются один на один с проблемой: можно ли научить сына или дочь давать сдачи, когда обижают? И как это правильно сделать?
Начинаем с семьи
Именно близкие люди закладывают основы поведения ребенка в обществе. Часто из-за недостатка знаний, в силу своего характера или общей обстановки в семье взрослые совершенно не думают об этих вопросах. А зря.
Ребенок – отражение ваших поступков
- Дети с самого малого возраста в буквальном смысле слова “считывают” информацию со своих родителей. Модель их поведения впитывается в сознание малыша, как единственно правильная.
- Если папа все время выясняет отношения, кричит на маму и, в самом худшем случае, распускает руки, то и сын, а может и дочь, будут стараться также вести себя в обществе. Даже в 2 или 3 года такой ребенок будет проявлять агрессию сначала на детской площадке, а потом в детском саду и школе.
- В случае, когда мама постоянно плачет, обижается и терпит агрессивное поведение папы, то и дочь может прожить потом всю жизнь в роли жертвы и выбрать себе мужа-тирана.
- Когда же в семье основой отношений является любовь и уважение, а все споры решаются только с помощью разумных доводов, то и для детей будет дикостью давать сдачи обидчику с помощью кулаков.
Одна из причин, почему ваш ребенок играет в коллективе роль обиженного и боится доказать свою правоту, заключается в ваших отношениях с супругой (супругом).
Поэтому, сначала проанализируйте атмосферу в доме, начните с главного – с себя.
Влияет ли характер ребенка на его отношения в коллективе?
Однозначно, да. Отношения в семье только одна сторона, влияющая на формирование личности. Другая – это индивидуальные особенности психики ребенка, черты характера и тип темперамента.
- Как бы вы не заставляли меланхолика активно в первые дни в детском садике играть с другими детьми – он этого не сделает. Таким детям трудно общаться и идти на контакт, они медленно привыкают к незнакомой обстановке и часто не могут за себя постоять.
- Холерики – это совсем другая история. Эти дети могут громко веселиться, а потом также громко плакать. Высокая возбудимость и импульсивность нередко заставляют малыша отстаивать свои права, в состоянии раздражения и злости ребенок может спокойно полезть в драку.
- Интроверты – дети, которые часто уходят в себя, они любят одиночество, скрытные, могут часами играть самостоятельно. У них свой мир, в который они с трудом пускают остальных. Экстраверты прекрасно адаптируются в коллективе, часто лидеры в группе или в классе, участвуют во всех конкурсах и классных “разборках”.
И это далеко не полный список того, чем могут отличаться друг от друга дети одного возраста. Лучше родителей никто не знает малыша, поэтому перед тем как отдать ребенка в детский сад или школу проведите с ним беседу, подготовьте морально ребенка к новой странице в его жизни и учитывайте его индивидуальность.
Как правильно постоять за себя
Рассмотрим различные критерии и ситуации, а также попытаемся проанализировать вопрос с точки зрения определенного возраста ребенка.
Оцениваем ситуацию
В нашем взрослом понимании “дать сдачи” – это ответить человеку, если он тебя обидел. При этом махать кулаками не принято. Хотя ситуации разные бывают. В цивилизованном обществе считается, что поговорить, разобраться в ситуации – лучшее решение вопроса.
В детском коллективе может быть совершенно по-другому. Потому что в 2 или 3 года дети еще не адаптированы в социуме и не понимают, что можно и что нельзя делать, а только учатся правильно вести себя среди людей.
В ситуации, когда у ребенка забрали игрушку, он может в ответ дать камнем по голове обидчику. Так он себя отстаивает. Другой малыш, в силу разных обстоятельств, будет стоять и плакать, и чувствовать себя самым несчастным в мире. Кидаться в драку ему и в голову не придет.
В возрасте 5 – 8 лет дети достаточно понимают, как реагировать, но, опять же, недоработки родителей и педагогов могут сыграть плохую шутку. Малыш может или встать в позу жертвы и идти по этому сценарию, а может сделать выбор в сторону агрессивного поведения и протеста.
Да и ситуации бывают совершенно разные: одно дело, когда забрали любимый паровозик в садике, а другое – когда регулярно унижают и травят ребенка в классе.
Задача взрослых – правильно оценить ситуацию и действовать по обстоятельствам. Разговаривать необходимо не только с педагогами, но и с родителями обидчиков. А главное, поддержать и помочь своему ребенку, и не просто научить его постоять за себя, но и правильно это сделать.
Как научить ребенка реагировать зрело и правильно
В основном, у дошкольников есть проблема, которая называется незрелость произвольности. То есть малыш не осознает масштаб обиды и может на оскорбительные слова ответить физически. Он еще только учится анализировать свои действия и поступки, ответственность за свое поведение.
- Только с четырех лет ребенок начинает постепенно понимать, что можно делать в определенной ситуации, а чего делать категорически нельзя. Здесь взрослым нужно очень внимательно следить за своими педагогическими “порывами”, потому что если сын приходит к папе и жалуется ему на Мишу, который постоянно его в садике толкает и обижает, то 100 раз папе нужно подумать, какой совет дать.
- Важно то, что после работы, в суете своих взрослых мыслей и забот, родители часто до конца не понимают всей серьезности проблемы. И вместо того, чтобы поговорить с ребенком и поучаствовать в решении вопроса, небрежно бросают: “Так в следующий раз возьми и ты его толкни (ударь)”. Знакомо, не так ли?
- Когда, через время, маму и папу вызывают к директору и рассказывают, что его чадо надавало тумаков однокласснику, то родители с негодованием идут домой и “хватаются за ремень”. Они просто забыли, что сами дали “добро” на применение физической силы своему ребенку.
- Опасность в том, что применение этой самой физической силы может быть совершенно не оправдано с точки зрения взрослого человека. А ребенок только учится жить, поэтому иногда не “попадает”, а последствия могут быть самыми плачевными.
- Самым мудрым решением родителей будет ограничение в разрешении давать сдачу физически. Или только в том случае, если мальчик подрался со сверстниками, то есть чисто мужские “разборки”. Но даже в такой ситуации научите ребенка не нападать первым, блокировать удар, не проявлять агрессию, если ситуация не критическая. Правильно формулируйте свое мнение, чтобы ребенок вас понял. Помогите ему выстроить позицию сильного и мудрого человека.
- Специалисты рекомендуют родителям сначала самим формулировать словесную конструкцию, а потом уже и ребенок сам начнет действовать по их примеру.
Почему ребенок не противостоит конфликту?
Если у вас в семье все в пределах нормы, нет насилия, агрессии, оскорблений, вы работаете с малышом и стараетесь научить его лучшему, а в конфликтных ситуациях ребенок не умеет даже словесно ответить, то возникает вопрос: что не так?
Причин может быть несколько. Если в младшем возрасте дети не научились неосознанно действовать в тех или иных ситуациях, беря пример с поведения родителей, то скорее всего виноваты мама и папа. Где-то был упущен момент: ребенок просто пропустил и не знает как реагировать, и даже любимые герои из мультиков не помогают.
- Пока не поздно начните объяснять, как правильно научиться демонстрировать свою позицию, показывайте пример. Когда отбирают любимую игрушку, не говорите, что надо делиться, а скажите, что вы с ребенком еще в нее сами не поиграли вволю, но через некоторое время обязательно поделитесь.
- Очень часто дети видят (они очень наблюдательны и видят даже то, что очень хочется скрыть), что их родители сами в жизни проживают сценарий жертвы и не могут отстоять свои права. Ребенок считывает эту программу и начинает также вести себя в обществе. Поэтому в некоторых ситуациях работать следует всем членам семьи. Уверенные в себе, счастливые и справедливые мама и папа дают мощный заряд позитива и счастья своему ребенку.
- Есть и более запутанные схемы. Например, ребенок давно мог бы дать сдачи, но не хочет. Вы удивитесь, но причина такого поведения проста: таким образом ваше чадо сигнализирует, чтобы вы обратили на него внимание. Ему попросту не хватает вашей заботы и любви. И если вы вместо сериала пройдетесь с сыном, поедите мороженого и поговорите по душам, то конфликт может прекратится быстро и тихо.
Несколько советов родителям
В случае, когда агрессивное поведение в детском коллективе мешает вашему ребенку развиваться и он беззащитен, то выработайте постепенную реакцию.
- Если сына или дочку ударили, то пусть ребенок скажет, что ему больно и спросит у обидчика: зачем и с какой целью он это сделал. Важно констатировать факт вслух и описать свои ощущения.
- Следующий шаг: ребенок должен сказать, что если насилие еще раз повторится, то он не будет дружить и общаться с обижавшим, а также расскажет обо всем взрослым. Угроза наказания часто многих драчунов останавливает.
- Последний этап: если первые два шага не сработали, то следует реализовать угрозу, рассказав о конфликте взрослым или перестав общаться с обидчиком, в редких случаях можно и физически дать сдачу.
Заключение
- Семья – основа, тот мир, из которого ребенок берет все хорошее и плохое в жизнь. Помните об этом каждый день.
- Ваш пример и поведение может ребенку испортить жизнь и отношения в коллективе, а может сделать его самодостаточным и счастливым человеком. Помогите ребенку построить гармоничные отношения с окружающим миром.
- В случае конфликта не проходите мимо и не отворачивайтесь, ведь ваша своевременная помощь и коррекция могут потушить неприятную ситуацию. Око за око и зуб за зуб – не самая лучшая позиция. Скорее всего это приведет к цепной реакции, где в конфликт будет втянуто максимальное количество людей.
- От действий и мудрости родителей зависит поведение ребенка. Если не хватает знаний, то периодически советуйтесь с семейным психологом.
(6
Источник: https://rebenokmama.ru/nauchit-postoyat-za-sebya/
Как научить ребенка давать сдачи в детском саду
Как научить ребенка давать сдачи в детском саду
Для нормального развития ребенка ему совершенно необходимо верить, что добро побеждает зло всегда, что мир вокруг него добр. На этой основе и все сказки построены. Да, в мире может присутствовать и зло, но это такие маленькие вкрапления, которые легко побеждают добро. Иначе ребенок будет бояться, а страх парализует интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Поэтому дети, пережившие войну, потерю близких, стихийные бедствия на подсознательном уровне хотят забыть эти страшные впечатления, переключаясь на что-то более радостное и светлое. Если бы они зацикливались на этих кошмарных переживаниях – у них бы не было сил продолжать жить.
И не правы те родители, которые внушают ребенку, что мир жесток, что в жизни надо пробиваться с боем. Ребенок маленький, а мир вокруг него огромный и как тут не забояться, что он вряд ли сможет победить весь мир, и потому у одних детей проявляются страхи, а у других агрессивность, чтобы победить этот же страх.
Как научить ребенка давать сдачи в детском саду
- А ведь часто отец, авторитет которого является для ребенка самым значимым и важным, а его слово весит для ребенка больше чем слова всех остальных, вместо того, чтобы защитить сына от обидчиков, лишает малыша самоуважения, называя малыша слюнтяем.
- Как же защитить ребенка, если его постоянно обижают в детском саду?
Необходимо поговорить с воспитателем, ведь администрация дошкольного учреждения в первую очередь отвечает за физическое и психическое здоровье детей.
Если взрослые (воспитатели) позволяют детям драться – они могут ого как распоясаться, а если не позволяют, то и самые плохо воспитанные мальчишки приучаются решать вопросы без драк и оскорблений.
Бывает, что только перевод в другой сад выход из положения, но так же бывает, что ребенок везде, куда бы он не попал, становится жертвой драчунов, значит, в нем самом есть что-то, что провоцирует обидчиков.
Как научить ребенка давать сдачи в детском саду фото
Как научить ребенка давать сдачи в детском саду
Постоянную агрессию провоцируют те дети, которые сами задираются, а потом мчатся жаловаться.
Таких детей надо учить не столько давать сдачи, сколько ладить с детьми, не ехидничать, не поджучивать, быть доброжелательными.
Есть дети, которые прекрасно играют роль жертвы – при любом даже маленьком конфликте или толчке закатывают истерику, слезы – это очень нравится обидчикам. Им интересно, как с куклой – нажал кнопку – смотришь концерт.
Как же победить страх перед обидчиками? Большой опыт общения с детьми показывает, что страх преодолеть легче, когда ты защищаешь не себя, а кого-нибудь более слабого или же своего друга. Сочувствие и чувство сострадания заглушает страх, а обидчик почувствовав, что его не боятся хорошо подумает прежде, чем опять полезть в драку.
Если Вы хотите, чтобы ребенок умел дать сдачи, отпор обидчику, развивайте в нем чувство справедливости, жалости, сострадания. Люди жалеют только более слабых, значит, чтобы кого-нибудь пожалеть надо себя почувствовать очень сильным.
Это даже, пожалуй, более важно чем научить малыша давать сдачи, что, впрочем, тоже не помешает. Главное ребенок должен точно знать, что нельзя детей обижать, нельзя задираться, но если обидели – дай сдачи. Часто родители сами во многом виноваты.
Иногда ребенка могут нечаянно толкнуть или ударить во время игры и Ваш ребенок бы на это даже внимания не обратил бы, если бы не Вы. Многие мамы летят «защитить чадо» с веслом наперевес, готовые убить (если не физически, то словами) всех и каждого, кто причинил вред дитяти.
Они раздувают из незначительной ситуации скандал, вычитывают детей и их родителей и не могут угомониться несколько минут, а иногда и дней подряд.
Дети через 5 минут помирятся, если взрослые не будут влезать в их отношения. Может через минуту в процессе игры уже Ваш ребенок заденет нечаянно кого-нибудь. Дети все время в движении и от этого никто не застрахован.
Есть понятие дать сдачи – значит ответить ударом на удар, причем сразу же, не раздумывая. (После драки кулаками не машут). Этим дать понять драчуну, что мол ко мне лучше не лезть, иначе будет больно.
Главное, чтобы дети отличали агрессивность от случайности. И чтобы умели прощать, если обидчик раскаялся и говорит: «Извини, я не хотел» или «прости, это случайно вышло». Научите и своего ребенка просить прощения.
Это убережет его от драк и поможет сохранить друзей.
Есть понятие постоять за себя – не дать, чтобы тебя обидели, т.е. достойно выйти из конфликта.
Надо учить ребенка быть доброжелательным, миролюбивым, честным, справедливым, уверенным в себе, физически сильным, учить адекватно оценивать ситуацию, чтобы не начинал драку первым. К таким всегда относятся с уважением, на них нападают редко. Это как раз то, к чему надо стремиться.
Если же все-таки напали, важно уметь защититься, но без агрессии, без ненависти, надо просто поставить на место обидчика. В этом случае помогут посильные физические нагрузки, т.е. физподготовка.
В детсадовском возрасте, возможно, рано еще сдавать ребенка в спортивные секции единоборств (хотя те родители, что сдали – не пожалели).
Но на спортивных и даже детских площадках надо укреплять физическое здоровье малыша, а уж если финансы и размеры жилья позволяют установить в детской ребенка шведскую стенку или турничок — малыш будет крепким и здоровеньким, благодаря постоянным упражнениям, а так же ловким и сильным.
Ребенок должен знать и понимать, что бить девочек нельзя. Хотя в последнее время это вырастает в большую проблему, т.к. девочки рождаются изначально больше мальчиков, и достаточно часто обижают «сильный пол». И мальчики зная, что девочек бить нельзя, часто не знают как избежать агрессии.
И тут важно чтобы взрослые помогли ему, объяснили, что он не должен быть жертвой, но и не бить девочку ни в коем случае. Сейчас не редкость, что могут напасть и девочки – закрывайся руками, уклоняйся, переводи в шутку, уходи, но не бей, не давай сдачи.
Природная задача мужчины – защищать женщину!
Дети в садике действуют часто еще на подсознательном уровне и Ваша задача еще в столь юном возрасте воспитывать настоящего мужчину, что и за себя постоит и более слабых защитит. Всегда обращайте внимание ребенка, кто из деток хорошо себя ведет, а кто ну очень не прав.
Родители обязаны разглядеть подсознательную детскую агрессию, как у своего ребенка, так и в детях с которыми он играет, постараться меньше контактировать с агрессивными детьми.
Приучайте детей к спорту. Командные игры хорошо сплачивают детей, воспитывают командный дух, уверенность в себе, дисциплину. А отсутствие агрессии, миролюбивость и доброжелательность способны «увести» человека от опасной ситуации.
Не запугивайте своего ребенка. Добро всегда побеждает зло, но иногда и добро должно быть с кулаками, чтобы защититься, но не чтобы напасть.Анна Салова
Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/144434-kak-nauchit-rebenka-davat-sdachi-v-detskom-sadu.html
Как научить малыша постоять за себя и защититься в детском саду или школе: нужно ли «давать сдачи» — советы психолога. Учимся постоять за себя
Как стоять за себя на работе и в копаниях? Прислушившись к советам психологов , стараюсь себя уважать. Теперь, в конфликтной ситуации чувствую больше недовольства к агрессорам. Что дает больше энергии и желания давать отпор, что сказывается на действиях. Но все таки до конца стоять за себя не получается.
Остается какое-то чувство вины, как будто-бы — «он — агрессор» имеет больше прав в жизни нежели я. Наверное причина — строгое воспитания. Был строгий старший брат, который в детстве относился ко мне жестко и даже жестоко. Про подобный вид воспитания говорят, зато человеком вырос. Но мне тошно быть послушным и исполнительным.
Мне нужно будет создавать семью и быть уважаемым для жены и примером для детей, а стиль жизни — ведомая кукла — не позволит мне стать сильным. Тем более отсутствие свободы и легкости, сковывают и мешают строить отношения с противоположным полом. И вообще в век свободы, быть послушным и исполнительным не так уж правильно.
Но я стараюсь, защищать себя. И считаю это правильным.
Не собираюсь позволять кому-то например орать на себя.
Вот и на работе — шеф, напоминает мне моего старшего брата. Человек, который по причине своего желания постоянно контролировать каждый шаг, позволяет себе нервничать и раздавать «… дюлины». Что мне ужасно не нравится. Очередной косяк на работе и предчувствие завтрашних разборок, привели меня к вам, за вашим советом.
В косяке признаю свою вину. Но по мимо меня частично виноваты еще минимум две стороны (включая шефа). Но шеф позволяет себе весить все на меня и спрашивать тоже с меня (возможно я сам виноват позволив ему столько повесить на меня?). Я же не хочу позволять на себя орать, как на ребенка. И вообще подобные отношения считаю неприемлемыми.
Обязательно должно быть уважение и соблюдение дистанции. Я могу уйти с работы (ОЧЕНЬ ЭТОГО ХОЧУ!). Но боюсь подставить не доделав работу. Возможно причиной этому тоже, строгое воспитание.
Подскажите правильные действия? Как отстоять себя? Защитить? Я очень сильно боюсь. Хотя мне 27 лет. Я хочу завести семью. А семью нужно будет защищать.
Здравствуйте, Алексей. Задали Вы вопрос конечно интересный: «Как стоять за себя на работе и в компаниях?». Причины ищете разные. На разные причины и ответы будут разные. Я очень Вам рекомендую не причины искать, а понять (почувствовать, увидеть, услышать): ЧТО ВЫ ХОТИТЕ вместо того, что сейчас есть?
Что-то мне подсказывает, что Вам надо сходить к психотерапевту и разобраться с представлениями о себе, своем «Я». Тогда и поведение Ваше изменится. Перестанут на Вас «нападать», «придираться» и «обижать». А то, пишите Вы, как постоянно готовитесь к «войне».
Моя третья рекомендация может ответить на все Ваши предположения: «Почему это со мной происходит?» Если Вам удастся (считаю, что помощь психотерапевта желательна) изменить установку: «Я плохой, другие плохие, мир плохой» на противоположную, то счастье Вам будет, Алексей, большое счастье. И все побегут дружить с Вами, защищать Вас и жизнь изменится.
Наверное, можно подсказать и другие действия. Суть в том, что «то что у Вас в голове, то и в жизни». Найдите время, деньги и проработайте образы себя самого с специалистом.
Желаю успеха и благополучия.
Камышев Константин Анатольевич, психолог, г. Омск
Хороший ответ 1 Плохой ответ 0
Как закон подлости, все нужные слова и выражения приходят нам на ум спустя пятнадцать – тридцать минут или час после завершения конфликта. А как хотелось бы всегда метко стрелять в противника, чтобы словесно его побеждать.
В жизни встречается достаточно много ситуаций, когда требуется умение открыто постоять за себя, но не каждый человек обладает этим умением. Нижеизложенные методы помогут тем, кто постоянно сталкивается с подобными ситуациями.
1. Когда один человек словесно наступает на другого, то другой способен выдать своё внутреннее состояние всего лишь жестами тела, начав кивать головой или выдавливать подобие улыбки. Либо часто дыша и опуская глаза в пол. При этом он может даже ничего и не говорить. Тем самым он ещё больше добавляет уверенности противнику в своей силе.
Такое поведение способно навредить человеку и поэтому следует держаться перед противником стойко, с холодным и спокойным выражением лица. Возможно, для кого-то это будет нелегко.
Дождавшись, когда он освободится от гнева и выпустит пар, в спокойном тоне выскажите ему всё, что надумали, пока на вас лился грязный чужой негатив.
Если вас пытаются перебить, заявите, что вы тоже имеете право высказаться.
2. Используйте отрицательные «Я не согласен с…», «я не…». Начав свою речь так, вы сможете строго придерживаться только темы спора, и не позволите переводить его на других людей, не имеющих к нему отношения.
3. Извиняться в процессе речи весьма неуместно, а пытаться оправдываться и того хуже. Постоять за себя – значит весомо высказать все, что требуется высказать, а извиниться за грубые слова можно и потом, когда наступит ясность после бури.
4. Не менее важно в такой ситуации звучание голоса. Вы должны говорить спокойным, не дрожащим голосом, выделяя им стальные нотки. Этим вы покажете, что полностью контролируете ситуацию, и ничто не сможет сбить вас с того пути, по которому вы уверенно ступаете. В идеале закончить речь нужно с постепенным понижением голоса, тем самым достигнув пика.
5. Оставьте последнее слово за собой.
Если урегулировать ситуацию не получается, и вторая сторона не хочет признавать ваше мнение, причем если учитывать, что вы абсолютно правы, лучше всего будет завершить разговор такими словами: «Похоже, в этой ситуации мы не сможем ничего изменить, каждый из нас останется при своём мнении». В идеале с вами должны будут согласится. Разрешить конфликт с начальством можно предложением какого-либо более или менее правильного решения или компромисса.
К сожалению, таких ситуаций не всегда возможно избежать. Иногда они настигают тебя неожиданно, как неприятель из-за угла, словно кто-то специально их подстроил.
И пока существуют конфликтные люди, они постоянно будут искать «козлов отпущения», на которых можно спокойно слить весь негатив, надавить или унизить их.
«Козлы отпущения» — особая категория людей, очень нужная для некоторых личностей, обычно существующая в больших коллективах, но это уже совсем другая история.
Все хотели бы стоять на своем во время разговора, смело выражать свои мысли и эмоции, противостоять навязыванию чужого мнения. Увы, реальность оказывается менее радужной.
Если иногда кажется, что у вас на лбу написано: «Добро пожаловать!», не отчаивайтесь. 6 советов психолога помогут исправить ситуацию.
1. Слушайте, это дает вам преимущество
В следующий раз, когда кто-либо попросит о чрезмерном одолжении, не поддавайтесь соблазну сразу кричать: «Ты что, с ума сошел?» Выслушайте спокойно просьбу, задайте вопросы. Умение слушать дает больше контроля и власти.
Подробная информация дает нужные аргументы для спора. Слушать гораздо лучше, чем эмоционально возражать. Можно ответить красиво: «Я понимаю, почему Вы об этом просите. Потому что чувствуете необходимость в моем участии. Но я бы хотела, чтобы Вы знали одну вещь». Придумайте вескую причину для отказа, тогда ситуация разрешится спокойно.
2. Практикуйте вежливое «нет»
Некоторые стесняются сказать «нет», боясь выглядеть плохими перед окружающими. Люди ассоциируют это слово с негативом. Познайте положительную сторону слова «НЕТ». Таким способом вы озвучиваете свою позицию: «Я такая, какая есть. Я верна себе».
Если мы боимся сказать «нет», наше «да» теряет смысл. Безотказного человека скоро перестанут уважать. Психолог Джеки Марсон предлагает проработать проблему в 3 этапа:
- Поблагодарите собеседника за просьбу. Вежливо объясните, почему он может справиться сам.
- Покажите вашу занятость, полистайте ежедневник.
- Подумайте, какие варианты предложить вместо его требования.
Возможно, собеседник будет взбешен, но это его проблема. Отказ не делает вас эгоистом.
3. Избегайте крайностей
Трудные разговоры вызывают огромное количество стресса. Именно поэтому их пытаются избегать. При давлении на личное пространство люди повинуются или протестуют. Это особенно заметно на рабочем месте, когда руководство просит сделать больше.
Люди повинующегося типа мягкие, плохо адаптируются. Протестующий тип занимает оборонительную позицию, тяжело срабатывается с командой. Крайности вредны. Определите свой тип и стремитесь к золотой середине.
4. Определите социальные угрозы
Существует 5 областей, где человек чувствует себя уязвимым:
- Статус (ощущение, что другие будут критиковать).
- Уверенность (способность прогнозировать исход).
- Автономность (контроль над событиями).
- Принадлежность (чувство отчуждения).
- Справедливость (понятие о должном).
Зная уязвимые места, вы будете в лучшем положении и сможете адекватно реагировать.
5. Выберите свою стратегию
Умение быть напористым — не значит стоять на своем всегда. Это особенно касается личных отношений. Приберегите отказ для того случая, когда действительно нет возможности выполнить просьбу.
6. Ничего не говорите
Например, на вечеринке, где ваше мнение отлично от мнения других. Наихудший сценарий — менять точку зрения ради собеседника. Не делайте этого, просто молчите.
Старше одного года
Когда в жизни у нас возникают неприятные ситуации: оскорбили, поставили в неудобное положение — мы редко находим нужные слова для отпора. Но научиться простейшим приемам отражать удар возможно.
Обычно люди ставят нас в неудобное положение, когда хотят оскорбить, возвыситься за счет нас, отомстить или же просто срывают злобу. Это может произойти как на работе, так и в кругу друзей и даже в семье. Но для каждого случая есть определенная стратегия, как разрешить ситуацию, сохранив свою честь и не вступая в конфликт.
С коллегами
Если вас пытаются оскорбить, унизить или просто подкалывают, самое главное — не бойтесь дать отпор. У вас не должно возникать страха, что произойдет конфликт, главное — не упускать момент, иначе вы можете потерять уважение, а также самоуважение и просто стать «куклой для битья». Существует много приемов, которые можно применить в различных ситуациях.
- Театр абсурда.
«Если ваш коллега решил спровоцировать вас глупым высказыванием или колкостью, вы ошеломляете его не потоком брани и критики, а совершенно абсурдной реакцией. При этом не оскорбляете, но ставите в неудобное положение. Для этого лучше всего подходят переделанные всем известные мудрые изречения, пословицы или поговорки», — говорит МАТИАС НЕЛЬКЕ, журналист, писатель и психолог. Пример: Аня — вегетарианка. На корпоративном мероприятии, когда она накладывала себе овощи, а ее коллега — мясные деликатесы, последняя вдруг заявила: «Да уж, эти вегетарианцы все больные на голову». На что Анна ответила: «Каждый по-своему с ума сходит». С помощью этого приема можно избежать глупого и бесцельного спора с собеседником и дать достойный отпор. - Вы правы.
«Вместо того, чтобы объясняться и защищаться, вы соглашаетесь с «нападающим», но при этом еще и утрируете его упрек. Таким образом вы избегаете открытого конфликта, а окружающие считают вас способным посмеяться над собой, что, несомненно, добавит вам очков», — говорит психолог СВЕТЛАНА ДУБИНИНА. Пример: «Таня, какие у тебя отвратительные резкие духи!». «Ты права, в Исландии ими травят тараканов!» - Детский сад.
Если вы не хотите отвечать на колкости окружающих, представьте их малыми детьми. Дети ругаются, плачут, кричат, дерутся, обзываются. А мудрый взрослый просто ждет, когда они успокоятся. Вы не реагируете на их слова и выпады, вам смешно за ними наблюдать, как мудрому взрослому человеку. - Оставить на завтра.
Если вы сейчас не в состоянии и не в настроении отвечать, просто решите для себя, что подумаете об этом завтра. Вы не всегда можете держать нужный ответ наготове. - Беруши в ушах.
«Вы делаете вид, что не расслышали оскорбление или колкость оппонента полностью, и переворачиваете часть фразы в нужном вам направлении. Отлично подходит для случаев, когда рядом есть публика», — советует Матиас Нельке. Пример: «Катя, меня от вас выворачивает наизнанку». «Нельзя носить пиджак наизнанку: это некрасиво и неудобно».
С шефом
Порой начальник не контролирует себя, осыпая вас оскорблениями или унижая ваше достоинство. Не оставляйте это без внимания.
- Ожидание.
«Выждите, пока начальник закончит вас отчитывать. Не нужно прерывать его или оправдываться. В процессе тирады может выясниться, что он дал вам одно задание, а требует сейчас решения по совершенно другому вопросу, или он просто недопонял ваши действия по отношению к проекту. Когда он закончит, вы сможете здраво оценить его претензии и парировать», — советует Матиас Нельке. - Возражение.
Если начальник оскорбляет вас, а не обсуждает работу, вам следует прервать его и сказать: «Извините, я не могу с вами разговаривать в таком тоне. Когда вы успокоитесь, я подойду». У него будет время на обдумывание своих действий, а вы не дадите себя унизить.
На практике
Если вы думаете, что не можете выдержать удар, то воспользуйтесь техникой Светланы Дубининой. Этот прием называется «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты, раздражающее поведение ваших оппонентов или обидчиков.
- Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, вызывающие у вас чувство растерянности и никчемности или вспышки агрессии.
- Вспомните вашего обидчика. Чувствуете, как наполняетесь гневом? Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: вас бросает в жар, в холод, появляется мелкая дрожь во всем теле? Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, его слова не долетают до вас: они уносятся потоком ветра в противоположную сторону. Сделайте правой рукой фигу и плотно накройте ее ладонью левой руки.
- Мысленно направьте ее на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. В детстве этот прием помогал отомстить обидчику и успокоиться. Откройте глаза — теперь вы готовы выдержать любой удар и вступить в борьбу с новыми силами.
Через преграды
Чтобы ничто не мешало вам парировать, нужно преодолеть некоторые внутренние барьеры.
- Сохраняйте внутреннюю стойкость.
Когда вас оскорбляют, подкалывают или подтрунивают, это застает врасплох. Поэтому вы не можете парировать. Когда возникает неприятная ситуация, возведите внутри собственный защитный экран. Он позволит вам сохранять дистанцию, но в то же время оставаться расслабленным даже в накалившейся обстановке. - Следите за движениями.
Нашу неуверенность выдает наше тело. Уверенная поза придаст вам стойкости, чтобы отражать удар. Стойте ровно, распределите нагрузку на ноги, одна не должна стоять близко к другой. Не меняйте постоянно позу: создастся впечатление, что вам неловко. - Со злостью.
Это чувство поможет вам быстрее мобилизоваться и, в свою очередь, перейти в активное контрнаступление.
В кругу друзей
Самые близкие люди тоже, бывает, перегибают палку. Так, шутка может задеть до глубины души, а постоянные подколы раздражать и унижать. Но и для этих случаев есть отличные решения.
- «Я согласна».
Если ваши друзья постоянно подтрунивают над одной и той же вашей чертой или действием, соглашайтесь. Они это делают, чтобы добиться вашей бурной реакции, но если перестанут ее получать, то шутки постепенно прекратятся. - Откровенный разговор.
Иногда, если человек не понимает, что это жестокая шутка, необходимо просто сказать ему об этом. Возможно, он сострил, не подумав, и ему в этот момент было смешно, а вам — обидно. Главное — не стесняйтесь в этом признаться, потому что подобное поведение шутника может повторяться снова и снова, если ему не объяснить суть ситуации. Вы не прослывете ханжой, но сохраните душевное равновесие, спокойствие и предот-вратите новое появление подобных шуток, которые унижают ваше достоинство.
Источник: https://klubnayaliga.ru/kak-nauchit-malysha-postoyat-za-sebya-i-zashchititsya-v-detskom-sadu-ili-shkole/
Консультация по теме: Нужно ли ребёнка учить давать сдачи? | Социальная сеть работников образования
Нужно ли ребенка учить давать сдачи!!!
(Консультация для родителей)
Процесс социализации, в который вступает малыш в дошкольном учреждении, невозможен без конфликтов с другими детьми. Нередко для их решения детвора пускает в ход свои кулачки. Как быть: учить ребенка постоять за себя и дать сдачи – или же найти выход из проблемной ситуации иным образом?
Конфликты у детей неизбежны…
Для детей дошкольного возраста мелкие потасовки – обычное дело. Чтобы в этом убедиться, всего лишь понаблюдайте за их поведением на детской площадке или в садике.
Даже на дне рождения друзья могут неожиданно рассориться и пустить в ход силу! А причин для конфликтов множество: кто-то толкнул, кто-то отобрал мягкую игрушку, кто-то нечаянно или специально испортил композицию из пластилина, кто-то сказал грубое слово – вариантов не счесть.
Правда, далеко не все конфликты заканчиваются «кулачным боем». Нередко дети в ответ на грубость реагируют плачем или испорченным настроением, в котором замыкаются от всех.
И именно в этой ситуации у многих родителей срабатывает рефлекс: «нужно уметь постоять за себя», «дай в следующий раз сдачи, чтобы хорошо запомнил!», «чего ты стоишь затюканный…» (это особо характерно в отношении мальчиков).
Давайте разберёмся, правильно ли такое поведение папы или мамы?
Проблема реакции ребенка на негатив со стороны другого ребенка – сложна и, к сожалению, не решаема простым «дай сдачи». Конфликт нужно рассматривать в комплексе и обязательно думать о возможных последствиях. А «простое» решение может привести к плачевным результатам и негативно отразиться на характере ребенка.
Почему разрешать давать сдачи опасно?
В данном случае кто-то скажет: надо дополнять «дай сдачи» уточнениями. И в этом сложность! Для взрослого нюансы важны, он задумывается об их значении в реальной жизни, оценивает, как они изменят поведение в конфликтной ситуации. А ребёнок дошкольного возраста объективно не умеет так анализировать все! Чтобы убедиться, разберем распространенные примеры «уточнений»:
- Равноценность. Сдача должна быть равна обиде. А вы уверены, что ребёнок способен оценить масштаб «бедствия» и соизмерить с реакцией? Ведь ему говорили: если тебя ударили, ударь и ты. Никто ж не сказал, как бить можно, а как нельзя… Более того, даже «безоружным» ударом ребёнок может сильно повредить обидчика, если удар придется в незащищенное место. Нельзя описать все возможные варианты удара и сказать: так бить можно, а так нельзя! Да и ребенок может запутаться в таких рекомендациях или попросту забыть их.
- Объективность. Соизмерить обиду ребенку сложно в силу его повышенной эмоциональности. Это взрослый человек может как бы со стороны оценить ситуацию с обидой, понять, насколько она серьезна, и выдать адекватную реакцию. А для ребёнка, у которого, например, взяли без спросу набор карандашей, это трагедия вселенского масштаба. Слезы душат, весь мир ополчился против него – и надо устроить истерику с уничтожением любимой игрушки обидчика, которого хорошо бы еще и треснуть (папа же говорил что-то про умение постоять за себя…). К сожалению, почти все дети склонны преувеличивать свои проблемы. И они не могут понять, насколько различны уровни обиды и ответа на нее.
- Произвольность. Под этим термином подразумевается умение контролировать свои действия. А для этого необходим тот самый анализ. То есть человек должен понимать, какие последствия могут быть у его поступка, что в нем хорошего и плохого. Также он должен осознавать, что за действие нужно нести ответственность. И уже на основе размышлений решать, стоит ли что-то делать. А всего этого у деток такого возраста нет! А значит, сдачи давать не надо: достаточно попросить «обидчика» извиниться и впредь быть аккуратнее.
- Двойные стандарты. Драться не хорошо, но вы разрешаете давать сдачу, ударив обидчика? Без уточнений, когда можно, малыш впадает в ступор. Как так: драться плохо, но иногда допустимо? Подобный конфликт ребенок решить не в состоянии, в душе зарождаются сомнения. И тут два варианта. Ребенок может перестать пытаться постоять за себя (если разобраться в тонкостях излишне сложно). Либо же начинает драться со всеми (родители разрешили). Тем более повод для «сдачи» найти легко, для тумаков сгодится любая мелочь. А когда вы отругаете «бойца» за агрессивность, он искренне удивится: мне же разрешили бить,
если меня обидели!!!!….
И это лишь несколько критичных моментов, а подобных нюансов намного больше!
Учите детей решать проблемы цивилизованно!
Главная мысль, которую нужно донести до маленького ребенка: конфликты нужно решать цивилизованным путем. Если товарищ взял без спросу игрушку, надо пояснить, что так не делается, пусть попросит и предложит игрушку взамен.
Если кто-то толкнул или испортил что-то твое, не лезь в драку – лучше обойтись замечанием (а если нет реакции, правильнее отойти в сторону от невоспитанного ребенка и не общаться с ним). Ну, а если кто-то осознанно ударил тебя, то… нужно обратить внимание взрослого.
И не воспринимайте это как ябедничество! Чем эта ситуация отличается от той, когда взрослые обращаются в милицию или суд на неправомерные действия другого человека? А детям тоже нужен арбитр, который рассудит, кто виноват, вынесет предупреждение и пожалеет обиженного.
Отдельный вопрос: ваш личный пример. Если вы не умеете решать спорные ситуации устным способом, как можно требовать этого от ребенка? Помните, малыш смотрит на родителей как на кумиров, которых готов слепо копировать во всем. Поэтому в присутствии ребенка контролируйте свое поведение особенно тщательно.
Это, кстати, верно и в том случае, когда обидели не вас, а ребенка. Все наверняка знают склочных пап и мам, которые за свое чадо на площадке готовы порвать всех. А иногда в этом нет никакой необходимости! Да, вы обязаны защищать ребенка (особенно когда он обратился за помощью).
Но если видите, что его кто-то зацепил, а он не реагирует, постарайтесь понять, с чем это связано, и оценить, насколько критична ситуация. Если это житейская мелочь (то самое «случайно толкнули»), не обращайте внимания. Если малыш не считает это чем-то особенным, не обратил внимания, и вы не зацикливайтесь.
Дети легко забывают плохое, а ваша повышенная концентрация на инциденте заставит его задуматься: а и в самом деле, меня серьезно обидели, я же должен ответить! Это рождает конфликт на ровном месте.
Что делать, если драки не избежать?
К сожалению, надо признать: слова работают не всегда. Есть дети по природе агрессивные, им важно кого-то обидеть. Есть ребята закомплексованные, которые тумаками решают внутренние проблемы, выражая протест против устройства мира – и так получилось, что под руку ему попал ваш невиноватый малыш.
Есть дети, которых родители настроили на такое поведение – теми самыми советами «постоять за себя», «дать сдачи», «показать всем, кто чего стоит», «кругом враги, а мир жесток» (причем у некоторых взрослых рекомендации вовсе неадекватные).
И попытка поговорить с ними ни к чему не приводит, желание отстраниться не работает (обидчик продолжает преследование) либо невозможно (куда уйдешь из группы в детсаду?), а взрослый не реагирует. Что делать? Ответить должным образом?
Да, силой. Но – со всеми описанными выше оговорками! Вы должны раз за разом повторять, что ответ должен быть одинаковым. Что применять силу можно в критичной ситуации, когда нет иного выхода. Что надо всерьез подумать, стоит ли мстить, и какие будут последствия.
Кстати, отдать ребёнка в секцию единоборств не выход. Условное карате нужно не для выяснения отношений, а для развития физической формы и умения работать над собой и в крайнем случае самозащиты.
Это как с пистолетом: если вы его носите у себя в кармане, вы же не будете им размахивать, если кто-то пролез без очереди к кассе в супермаркете или наступил на ногу в автобусе? Он понадобится в реально опасной ситуации, связанной с нападением, – а с карате такая же ситуация. Так что учите ребенка защищаться, но напоминайте, как и где это можно применять!
P.S. Любому человеку свойственно реагировать на негатив. И тут по сути два варианта. Либо ребёнок пассивен, слаб или боится (что надо решать привитием уверенности – например, спортом). Либо… это следствие вашего поведения.
Немного выше было написано про родителей, которые сами кидаются на любого обидчика их чада. И этим они наносят ему вред! Ведь малыш, попавший под гиперопеку, огражденный от негатива, не получает опыта выхода из конфликтных ситуаций без помощи мамы или папы.
Из него может вырасти маменькин сынок, который не способен реагировать на обиды хоть как-то… Потому оцените свое отношение: возможно, малышу стоит дать немного больше свободы? Только уверенный в себе, позитивно мыслящий, нормально развивающийся и социализирующийся ребенок будет спокойно и без трагичных последствий решать возникающие конфликты.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/20/nuzhno-li-rebyonka-uchit-davat-sdachi