Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Развитие речи является важным процессом в жизни детей. С момента рождения родители начинают задумываться о том, как научить ребенка говорить. Можно испробовать множество методик, но самое главное, уделять обучению достаточно времени и тогда результат не заставит себя долго ждать. Какие же есть способы, как быстро научить ребенка разговаривать?

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Развитие речи в первый год

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Развитие речи во второй год

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки.

Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества.

Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Как помочь детям развить речь?

Для того чтобы ответить на вопрос как быстро научить ребенка разговаривать, необходимо обратить внимание на следующие полезные советы.

Разговор

Родители должны разговаривать со своими детьми постоянно начиная с самого рождения. Интонация речи матери должна быть ласковой, чтобы способствовать успокаиванию младенца. Общаться с малышом необходимо во время прогулки, купания.

С того момента, как кроха будет активно гулить, стараясь перенимать интонацию речи взрослых, нужно общаться с ним. Дети любят, когда на них обращают внимание, слушают, разговаривают с ним.

В случае если малыш в год не может произнести какое-то слово правильно, нужно обязательно показать пример правильного произношения, растягивая слово так, чтобы ему было понятно, из каких слогов оно состоит. Не рекомендуется изменять слова, как это обычно делают все родители, сюсюкаясь со своим чадом. Это может повлечь за собой неправильное усвоение слов.

Изучение звуков

Как только начнется гуление младенца, необходимо активно вовлекаться в процесс общения с ним. Нужно сесть напротив него, чтобы малыш видел лицо, и воспроизводить какие-нибудь слоги, при этом растягивая гласные звуки. Наблюдая за тем, как двигаются губы мамы, он обязательно захочет повторить. Такие практики хорошо воздействуют на артикуляционный аппарат малыша.

Также хороший способ, как научить ребенка рано говорить, это поиграть с ним в веселую игру, суть которой заключается в повторении слогов. Сначала нужно повторять то, что произносит сам малыш, а затем предложить ему говорить также как мама.

Кроме того, всем детишкам нравится подражать людям и животным. Поэтому гуляя на улице, необходимо показывать на животных и демонстрировать, как они воспроизводят свои звуки. Такое занятие придется малышу по душе.

Формирование правильного прикуса

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Желая узнать, как научить ребенка говорить в 2 года, не стоит забывать про важное значение формирования правильного прикуса для развития речи. Ведь проблемы с ним могут привести к тому, что малыш будет неверно произносить звуки.

Специалисты не рекомендуют родителям давать своим деткам сосать пустышку или соску бутылочки длительное время. Из-за этого у ребенка может измениться строение костей, расположенных в лицевой части. Тем, кто находится на искусственном вскармливании, следует приобретать специальные наконечники для бутылочек, изготовленные из силикона.

Также негативно повлиять на формирование прикуса может то, что детки любят постоянно держать пальцы во рту. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом, когда режутся зубки, и вынимать пальчики из ротовой полости.

Если прикус приведет к нарушению речи, то найти метод, как научить ребенка рано говорить, будет особенно сложно, ведь учить разговаривать и исправлять патологии формирующегося речевого аппарата параллельно, будет крайне трудно.

Развитие моторики

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Родителям, которые хотят знать, как научить ребенка говорить в 2 года, полезно будет помнить о том, что участки головного мозга, которые отвечают за речевое развитие и движение пальцев, находятся рядом друг с другом. В связи с этим учить малышей разговаривать нужно совместно с развитием моторики рук. В год малыш уже может уверенно держать предметы в руках, кидать, перекладывать с места на место, что благотворно влияет и на речь.

Необходимо давать детям щупать разнофактурные предметы (игрушки с особым наполнителем или просто мешочки с горохом или крупой). Ребенок может поиграться с крупами, запуская в мешочек руки и разминая их, но обязательно следите за тем, чтобы малыш не стал себе ничего никуда засовывать. Также можно купить мягкий пластилин либо слепить тесто и дать ребенку помять его.

Со временем свое чадо можно легко научить хорошо управлять своими руками, выполнять даже такие сложные для них манипуляции, как застегивание пуговок и завязывание шнурков.

Познание окружающего мира

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Как научить ребенка говорить в 3 года более разнообразно? Нужно познавать мир! Это очень хороший способ речевого развития, так как детки любят узнавать что-то новое. Важно, чтобы знания об окружающем мире копились. Во время прогулки нужно стараться рассказывать своему чаду обо всем, что происходит вокруг. И через некоторое время вспоминать ваш разговор и проверять все ли кроха запомнил, если он слушал невнимательно — объясните все заново.

Примерно в год малыш уже будет активно интересоваться всем подряд и указывать пальцем на то, что его волнует.

Родителям необходимо четко проговаривать названия того или иного предмета, объяснять, что это такое, для чего он необходим и так далее.

При этом следует подбирать простенькие слова, иначе младенец ничего не поймет. И не нужно стараться рассказать сразу о многих вещах, все должно происходит постепенно.

Чтение книг

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Хороший способ, как научить ребенка говорить в 3 года и обогатить его речь, это читать ему книжки. Лучше всего выбирать потешки или простые стихи, которые написаны именно для самых маленьких детей. Такие произведения легче запоминаются, их интереснее слушать. Регулярно занимаясь с малышом чтением, можно добиться того, что он начнет повторять интонацию читающего и произносить различные новые слова.

Расширение запаса слов

Когда дети начинают накапливать собственный словарный запас, нужно активно помогать им в этом. Если ребенок в годик молча тянет руки, чтобы достать яблоко, не следует сразу давать то, что он просит.

Необходимо продемонстрировать, что его желание непонятно, и попросить сказать, что именно он хочет взять.

Обязательно требуется учить деток приветствовать и прощаться с людьми, а также делиться с другими чем-нибудь.

Увеличивать словарный запас нужно не только названиями предметов, животных и прочих элементов. После того как будет усвоено достаточное количество имен существительных, следует научить годовалого ребенка применять к ним и имена прилагательные. При этом требуется объяснять и другие очень важные в жизни слова, например, что обозначает слова быстро, медленно, долго, громко и так далее.

Таким образом, выбрав способ, как научить ребенка говорить слова, нужно каждый день уделять внимание развитию речи детей. Только тогда получится достичь положительной динамики. Для этого всем парам, планирующим родить детей, необходимо обязательно знать, как научить малыша говорить, чтобы процесс обучения вызывал у него радость.

Тренировка правильного произношения звуков

Очень важно, чтобы ребенок научился воспроизводить все звуки. Научившись говорить слова, он не еще не способен делать это правильно, потому что сразу научиться произносить правильно звуки невозможно. Как должен развиваться навык произношения звуков по мере взросления детей?

  • В конце второго года дети должны уметь говорить такие звуки, как О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф. Если малыш заменяет звуки Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р наиболее простыми, то беспокоиться не стоит, это вполне нормально.
  • После третьего года жизни дети учатся произносить С, З, Ц. Воспроизведение таких звуков, как Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц осваивается к 4 годам.
  • После 4 лет детки должны научиться произносить Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь, а после 5 лет речь должна звучать четко, не сопровождаясь дефектами.

Выбирая метод, как научить годовалого ребенка разговаривать, необходимо обязательно заниматься артикуляционной гимнастикой. Упражнения помогут усвоить все сложные звуки. Проводить тренировку лучше всего в виде игры, чтобы ребенок смотрел на родителя и повторял за ним. Пример такой игры заключается в следующем:

  • Погулять язык собрался: (нужно открыть рот).
  • Он умылся, (быстро провести кончиком языка по верхней челюсти)
  • Причесался, (пробежать языком три раза из одного уголка губ к другому, высунуть его, а затем спрятать обратно)
  • На прохожих оглянулся, (облизать губы)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в этих направлениях)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустить вниз, затем поднять язык)
  • Раз — и в ротике исчез (спрятать язык)
Читайте также:  Выбор стула для школьника: "растущие" ортопедические модели, регулируемые по высоте

Такая игра должна выполняться хотя бы раз в день. Но не нужно представлять обучение как серьезный процесс, иначе ребенок потеряет интерес, и не будет повторять упражнение.

Используя указанные способы, как учить ребенка говорить, можно добиться хороших результатов в небольшие сроки. Родителям необходимо помнить, что запускать отклонения в развитии речи ни в коем случае нельзя. Если наблюдаются нарушения, следует срочно обращаться к специалистам.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/kak-nauchit-rebenka-govorit.html

Как научить ребенка говорить в 2 года: от действий к словам

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития — довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка.

В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе.

Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех — индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений.

Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки.

Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен — недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. — 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
1 год 5 мес. — 2 года 2 мес. Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа — там»)
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Это примерные среднестатистические показатели. Сроки варьируются согласно личным особенностям, но если подобных проявлений в данном возрасте вообще нет или они единичны — это повод проявить к малышу особенное внимание.

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов.

Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию.

Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года — не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи — так, что остановить их невозможно.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них — нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность — свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа — неверные методы воспитания.

Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться.

Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье.

Это вполне естественно — он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи — каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался.

Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований.

Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица.

Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть.

Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы.

Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами.

Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм.

И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны.

Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь.

Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли — замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей — это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» — рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Не заменяйте собственный голос телевизором, радио, компьютером. Исключение — качественные развивающие передачи или специальные обучающие видео- и аудиозаписи для детей. Но даже они не могут полностью заменить вас.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги — сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения.

Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте — просто читайте.

Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь — пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков — специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками — подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

  1. Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражненияСложить трубочкой губы, подуть вначале слабо, потом сильно.
  2. Широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
  3. «Часики»: высунуть язык, поводить из стороны в сторону.
  4. «Прятки»: кончиком языка провести по нёбу по направлению к зубам, затем обратно («спрятать» язык).
  5. «Лошадка»: цокать языком в медленном и быстром темпе.
  6. «Воздушный шарик»: надуть щеки, резко выпустить воздух через сложенные трубочкой губы.
  7. Провести расслабленным языком по верхней губе и постараться дотянуться языком до носа.

Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики — специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное — скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов — основа вашего совместного успеха.

Читайте также:  Мелкая сыпь на руках и ногах у ребенка: виды и фото прыщиков с пояснениями

Источник: https://mykids365.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-v-2-goda/

Упражнения для развития речи ребенка в 2 и 3 года

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники.

Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка.

Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Упражнения для ребенка 2 лет

Все упражнения для развития речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речевого развития ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

  • Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
  • Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.
  • Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?»,  «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.
  • «Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.
  • «Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?»  Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький». 

Источник: https://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhnenija-dlja-razvitija-rechi-rebenka-v-2-i-3-goda.php

Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения

Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражненияВ 2-2,5 года большинство детей может сравнительно понятно выразить свои мысли: они знают названия многих объектов, некоторых действий, активно используют указательные местоимения, самыми простыми словами описывают состояние окружающей среды (“темно”, “уже поздно”) и собственные ощущения (“холодно”, “страшно”). Сейчас перед родителями стоят новые задачи: не просто научить ребенка говорить “хоть что-нибудь”, но изъясняться грамматически правильными фразами; кроме того, карапузу необходимо отрабатывать артикуляционные навыки и обязательно пополнять словарный запас. Помогут ему в этом специальные упражнения для развития речи.

Упражнения, которые помогут развивать речь ребенка

Упражнение на употребление личных местоимений

Цель занятия – научить малыша правильно использовать местоимения “я”, “ты”, “он”, она”.

Успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение “я”, а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.

Итак, вначале  малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы “я”, “ты”, “мы”). Следующий этап – выработка правильных ассоциаций.

Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение “я”, и он должен указать пальцем на себя. Затем вы говорите “ты”, и он показывает на вас.

При слове “мы” он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс – так он их лучше запомнит.

Учимся спрягать глаголы

Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) – некорректное спряжение глаголов.

Точнее, проблема эта скорее не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели.

Поэтому ребенок, приучившись говорить “бегаю”, “прыгаю”, по аналогии  начинает спрягать и другие глаголы: “плакаю” (вместо “плачу”), “кричаю” (вместо “кричу”). Или “летю” вместо “лечу”.

Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму “вредного” глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: “я плачу”, “ты плачешь”, “он плачет” и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы изучаете глагол “бегать”, можете показывать движения руками, как при беге – это внесет игровой элемент. Чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!

Тренировка артикуляции

Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки вроде “щ”, “ч” (не говоря уж о пресловутом “р”, произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки “б”, “м”, “п”. Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда.

Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с проблемным для ребенка звуком.

Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде “четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”), а можете сочинять свои, это совсем не сложно.

Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков “м”, “б” и “п”: “у мамы маки, у папы палки”; “папа в пиджаке пошел на поезд”, “у бабы блины с барбарисом”. И таких фраз вы можете придумать много. Главное – акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках – пусть произносит их максимально осмысленно.

Учимся этикету

Следующее упражнение поможет вам  не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета.

Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои ухищрения: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д.

Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.

Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы – это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться.

Предложите ему несколько стандартных речевых формул для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: “привет, как тебя зовут?“; “привет, меня зовут Маша, давай играть“.

 А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих формул с вами познакомится и вовлечет в игру.

Со временем можете научить вашего малыша, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе – без кулаков и истерик.

Также читайте:

Источник: https://detyvradost.ru/kak-razvivat-rech-rebenka-v-2-3-goda-poleznyie-uprazhneniya/

Как научить ребенка говорить — этапы речевого развития детей

В развитии ребенка первых лет жизни все заслуживает внимания. Ответ на вопрос, нужно ли учить говорить, звучит однозначно: нужно. Другое дело, когда и как начинать обучение. А начинать нужно с первых дней жизни.

Почему важно не упустить момент?

Первый год очень важен, потому что в этот период формируется психика, характер, развиваются мозговые центры, отвечающие за речь.

Родному языку учат с рождения, родители, сами не догадываясь об этом, так и делают. Любая, мама, занимаясь с ребенком, меняя ему ползунки, купая, укладывая спать, называет кроху по имени, рассказывает, что сейчас они будут делать. Ребенок слушает речь мамы и учится говорить.

Читайте также:  Таблетки и сироп "изопринозин": инструкция по применению детям до 3 лет для лечения и профилактики

В первые годы жизни все процессы развития идут стремительно. К трем годам появляется фонематический слух, который лежит в основе лексической и грамматической систем. В этот период закладывается фундамент речевого развития, а в 5 лет процесс усвоения грамматики на элементарном уровне считается завершенным.

Понятно, что период до трех лет будет самым продуктивным в плане обучения речи, поэтому нужно активно общаться, используя игры, прогулки, бытовые ситуации. Если малыш пытается что-то сказать, нужно поддерживать его в этом стремлении.

Сравнивать свое чадо с другими детьми неприемлемо, у каждого процессы накопления умений и навыков протекают индивидуально. Если есть сомнения, что речевое развитие идет правильно, нужно обратиться к специалистам.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Артикуляционная гимнастика предназначена для тренировки мышц губ, языка, лица. Основная цель – заставить артикуляционный аппарат двигаться правильно. Результатом будет четкое произнесение звуков, понятная речь. Самые маленькие выполняют упражнения с помощью взрослого.

Освоение звуков начинают с 2 – 3 месяцев, когда ребенок разговаривает посредством «агуканья». Постепенно набор звуков будет увеличиваться: в ход пойдут звукоподражательные слова «мяу», «му», «гав», «ту-ту», «би-би», «бах» и другие.

Самым маленьким доступны простые упражнения: надуть щечки, высунуть язычок. После года на помощь придут игры на дудочке, мыльные пузыри, «вертушки». Малыш будет пытаться дуть, вытягивая губы трубочкой.

В быту просите его подуть на чай или кашу, чтобы остудить. Главное требование артикуляционной гимнастики – регулярность, заниматься нужно несколько раз в день по 10 – 15 минут.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Развитие речи в раннем возрасте основывается на знакомстве с окружающей средой, этому способствует информация о внешнем мире в сочетании с сенсорными стимулами.

Массаж, гимнастика, поглаживания, игрушки с фактурной поверхностью, пальчиковые игры через осязание формируют знания о себе, о мире. Звуки природы, уличный шум, разговор взрослых воспринимаются через слух. Яркие предметы над кроваткой помогут фокусировать внимание в первые месяцы.

Постепенно зрительный контакт с миром будет увеличиваться, а вместе с ним и словарный запас. Вкусовые ощущения расширяются по мере добавления в рацион напитков, густой и твердой пищи с разными вкусами.

Ближе к году малыш начинает осознавать запахи, что расширяет его познания и впечатления от окружающей среды. Разговаривать с детьми нужно обо всем, давать трогать, пробовать, рассматривать – это первое правило развития речи.

Необходимо развивать крупную и мелкую моторику: речевые и двигательные центры в мозгу расположены очень близко, чем и объясняется их связь. Небезызвестная «Сорока-белобока» — это придуманная народом пальчиковая гимнастика в виде игры. Комплексные движения рук, ног, пальчиков благотворно влияют на речь.

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Общение маленького человека с внешним миром проходит через несколько этапов, первый включает в себя период от рождения до 3 месяцев.

Как только младенец появляется на свет, его речевой контакт с миром происходит в форме плача. В течение нескольких месяцев он плачет, когда голоден, устал, испытывает боль.

В 2 – 3 месяца появляются положительные эмоции, которые выражаются в виде «ау», «агу», «гу». Родителям следует поддерживать диалог на языке младенца, на этом этапе важны интонация, артикуляция звуков.

Разговор «глаза в глаза» устанавливает контакт, малыш внимательно следит за движениями губ взрослого, вслушивается в звуки его голоса и отвечает ему.

При разговоре, располагаясь то справа, то слева от него, взрослый стимулирует развитие внимания, слуха, зрения младенца. Мамино пение колыбельных полезно для психики и речевого развития младенцев.

Дополнительные стимулы – поглаживание, массаж пальчиков, ладошек.

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

С 3 до 6 месяцев продолжается период лепета. Малыш «разговаривает» сам с собой или в ответ на обращение. В 6 месяцев появляются слоги, обычно первыми бывают «ма», «па», «ба». Ребенок может повторять их много раз, ему нравится это занятие.

Родителям нужно прислушиваться, что он повторяет чаще. Используя любимые слоги, в разговоре их нужно произносить с разной интонацией, менять ритм.

В этот период все направлено на формирование артикуляции, слуха. Нужно продолжать активно развивать моторику: делать гимнастику, давать в ручки игрушки.

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

С 6 месяцев слоги начинают соединяться в слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Постепенно малыш начинает соотносить эти слоги с теми, кого они называют. Ребенок знакомится с новыми существами, предметами, для которых придуманы «слова», доступные для его артикуляции: машина «би-би», собака «ав-ав», корова «му».

Общение на этом языке полезно тем, что между участниками диалога устанавливается взаимопонимание. Малыш радуется, когда его понимают.

В этот возрастной период доступно большее число игр: пирамидка, юла, тактильные развивающие доски. Кухня и вовсе кладезь игрушек: ложки, кастрюльки, крышки, пластмассовые баночки, одноразовые стаканчики, бутылочки и разные вкусности. Водные процедуры становятся средством гигиены, закаливания и развития.

Есть на этом пути и опасности: если ребенок научился называть некоторые предметы, действия, то нужно давать ему возможность называть их. Не следует предвосхищать его желания, просьбы, лучше подождать немного, когда ребенок скажет, чего он хочет.

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

В 9 – 12 месяцев ребенок начинает имитировать речь взрослых, понимает значение слов, которые слышит чаще всего. Малыш осмысленно повторяет слова, понимает элементарные синтаксические конструкции типа «Пойдем гулять», «Принеси игрушку», «Дай ручку». Разговоры с ребенком – это не только накопление речевого опыта, но и пополнение лексического запаса.

Игры усложняются, добавляется диалог. Даже простое катание мяча следует сопровождать словами. Рекомендуется комментировать действия свои и окружающих в присутствии ребенка.

Уже можно приступать к заучиванию наизусть стихов и песенок. Прекрасный ролевой стишок из народного фольклора «Гуси-гуси» позволит исполнить его вместе, причем ребенку отдают главную роль, гусей.

Когда родители читают книгу ребенку, можно позволить себе забыть некоторые слова, чтобы ребенок подсказал. Рассказывая сказку «Репка», легко можно забыть, кого же позвала бабка, и ребенок подскажет: «Внучку».

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Этот период характеризуется повышением подвижности ребенка и появлением новых впечатлений. Дети проявляют интерес к книгам, поэтому полезно рассматривать и обсуждать то, что в них нарисовано, сравнивать изображения с реальными предметами.

Как только ребенок начнет уверенно передвигаться по комнате, можно привлекать его к выполнению несложных действий: помочь маме собрать игрушки, принести вещь по просьбе взрослого, уложить куклу спать.

Небольшие сюжетные игры в больницу, в семью подразумевают диалоги между играющими.

Игры с песком, с пластилином развивают моторику и речь. Картины, нарисованные пальчиковыми красками, пальчиками на подносе с манкой, активизируют работу речевых областей мозга и развитие творческих способностей.

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

После двух лет словарный запас ребенка вмещает около 300 слов, совершенствуется произношение. В этом возрасте родителям следует обратить внимание на развитие и укрепление мышц речевого аппарата малыша, чему способствует артикуляционная гимнастика.

Наряду с расширением словаря, идет активное усвоение грамматики. Малыш может составлять простые синтаксические конструкции.

Ребенок начинает задавать вопросы, задача взрослых не отмахиваться, а давать понятные ответы. Этот период нужно использовать для бесед о том, что встретилось на улице, чем занимались у бабушки, какую сказку читали, что нарисовано на картинке.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Для проведения логопедических упражнений нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении, здоров и с радостью идет на контакт. Рекомендуется каждое упражнение повторять по 6 – 8 раз. При выполнении упражнений, используют картинки.

  • «Слоненок». Вытянуть губы трубочкой, подражая хоботу слоненка и набирать водичку, слегка причмокивая.
  • «Пароход». Приоткрыть рот и тянуть звук «Ы».
  • «Часики». Показать ребенку часы с маятником, изобразить, как он качается с помощью язычка. Приоткрыть рот и подвигать языком вправо – влево.
  • «Паровоз». Сделать губы трубочкой и погудеть «У-у-у», имитируя гудение паровоза.
  • «Лошадка». Поцокать язычком, имитируя стук копыт.
  • «Воздушный шар». Надуть щеки и резко выпустить воздух со звуком «П».

Эти простые упражнения принесут пользу: укрепят мышцы языка, губ, что облегчит ребенку произнесение звуков. Во время занятий старайтесь использовать зеркало, чтобы наблюдать за движением губ и языка.

Как научить ребенка говорить слова?

  • К двухлетнему возрасту уже нужно постепенно отходить от звукоподражаний и переходить к произнесению слов, обозначающих предметы, растения, животных, действия.
  • Чтобы ребенок научился выговаривать слова, он должен слышать правильную речь взрослых и видеть артикуляцию, с которой они говорят, поэтому слова нужно стараться выговаривать четко, обратившись лицом к маленькому собеседнику. Нужно вовлекать малыша в диалог:
  • — Как зовут куклу?
  • — Какого цвета машина?
  • — Какие у тебя есть игрушки?

Педагоги советуют придумывать различные игры со словами.

Например, взрослый говорит прилагательное «красный» и спрашивает: «Что? О чем речь?», ребенок подбирает существительное «помидор», взрослый говорит глагол «варить», ребенок – существительное «кашу».

Как научить ребенка говорить предложениями?

Если родители много общаются с ребенком с рождения, то он легко научится говорить предложениями, когда подрастет. Слыша речь взрослого, дети сами пытаются составлять предложения, на первых порах это получается неуклюже, такую речь еще называют телеграфной.

Взрослые не заостряют внимание на ошибке, а повторяют фразу правильно. Например, ребенок говорит: «Папин кепка дай»; взрослый повторяет: «Дай папину кепку».

Вместо назывных предложений «Собачка», «Домик», «Автобус» нужно использовать двусоставные простые предложения «Собачка лежит и ждет хозяина», «Какой красивый домик построили рабочие», «Автобус везет пассажиров».

Обязательно используют игры, развивающие речь. Игра «Доскажи словечко» показывает, как строится предложение, развивает фантазию и делает ребенка активным участником.

Предложения должны быть понятными, близкими по содержанию к тому, что ребенок знает, например: «Маша утром проснулась и … (позвала маму)», «Котенок ищет маму и … (мяукает)».

Как игрушки могут помочь ребенку заговорить?

В обучении маленького человека большую роль играют игры и игрушки. На развитие речи работают все игрушки, если ребенок играет не один, а со взрослыми. Любые манипуляции с пирамидкой, машинкой, бизибордом, сопровождаются комментариями.

Использовать мелкие предметы для развития моторики в раннем возрасте нельзя, но можно воспользоваться крупным «Лего». Ребенок, соединяя, разъединяя детали и комментируя свои действия, будет работать над моторикой и речью.

Сюжетные игры, во время которых малыш разговаривает с игрушками, укладывая их спать, катая на автомобиле, формируют связную речь.

Интерактивные говорящие игрушки способствуют речевому развитию, но живое общение детей с родителями нельзя заменить ничем.

Здесь можно почитать, как использовать методику М. Монтессори в работе по развитию речи у ребёнка.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit

Ссылка на основную публикацию