Дети – главное счастье в жизни родителей. Взрослые хотят, чтобы малыши росли здоровыми, умными и послушными, но иногда родители сталкиваются с некоторыми проблемами в воспитании. Развитие, взросление и становление ребенка как личности — сложные процессы, сопровождающиеся возрастными кризисами (кризис одного года, трех лет, пяти и семи лет).
- Как же помочь ребенку в эти сложные для него периоды и сохранить душевное равновесие?
- Кризис – переломный момент при переходе с одного этапа жизни ребенка на другой.
- Педагоги и психологи считают детские кризисы нормальным явлением, так как чередование спокойных и кризисных периодов – закономерное развитие человека
Продолжительность детских кризисов – несколько месяцев. Внешне они проявляются изменением поведения. Одинаковых деток нет и они по-своему переживают переломные моменты в жизни.
Ребенок становится капризным, непослушным, ему трудно угодить, у него возникают вспышки ярости и конфликты с окружающими людьми.
Но главные изменения происходят у ребенка внутри: ему сложно найти общий язык с родными и близкими и даже со сверстниками, это обусловлено возникающими возросшими требованиями ребенка.
Некоторым родителям становится трудно переносить капризы и истерики малыша, который еще недавно спокойно лежал в кроватке и вызывал только улыбки и умиление. И здесь главное – не идти на поводу у своих эмоций, сохранять спокойствие и помнить — это временные трудности в жизни любимого крохи, которые надо пережить.
Кризис одного года
Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.
У девочек кризис одного года завершается к полутора годам, у мальчиков – к двум
В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя». И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка.
Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами.
Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее.
Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша.
Кризис трех лет
Еще один переломный момент в жизни ребенка – три года. К этому времени он становится более самостоятельным: уже может словами выражать чувства и эмоции, а запросы и требования становятся выше.
Некоторые родители сталкиваются с частыми истериками и капризами, которые становятся сильнее, чем в 1-2 года. В это время ребенок закатывает истерики, причиной которых может стать любая мелочь, на людях (в магазине, в поликлинике, в гостях).
Мамам и папам становится неловко из-за того, что они не справляются со своим чадом, когда на них направлены косые взгляды окружающих.
Чтобы предотвратить истерики, нужно спокойно и четко объяснять, как себя вести, что можно, а что нельзя, главное – сохранять спокойствие, даже во время истерики, не переходить на крик, хотя иногда кажется, что ребенок испытывает вас на прочность и делает все на зло. В таких ситуациях не стоит идти на поводу у ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на что-то другое.
Как правило, большинство деток в этом возрасте уже ходят в сад, у них появляется как бы своя «личная жизнь», неподконтрольная вам, станьте для него другом, общайтесь на равных (но не забывайте, что вы все же родители и у вас должен быть определенный авторитет). Вечером спрашивайте, как прошел день, что нового произошло, дайте ему понять, что хоть весь день вы и не вместе, вы все также его любите и заботитесь о нем.
Кризис пяти лет
Пять лет — возраст, в котором ребенок переживает очередной кризис. Обычно в это время у ребенка уже появляются друзья, после детского сада родители водят детей во всевозможные секции и кружки, и ребенок еще больше чувствует свою самостоятельность. И конечно хочет показать родителям, каким взрослым он стал.
Современные дети в этом возрасте начинают сравнивать себя со сверстниками, оценивать материальную составляющую, следовательно, и от родителей начинают большего требовать
Кризис в этом возрасте проявляется не только истериками, но и агрессией к близким и сверстникам.
Здесь главную роль играет семья и взаимоотношения внутри нее, дети в этом возрасте копируют поведение своих родителей, если в семье напряженная атмосфера, это обязательно отразится на детях.
Постарайтесь сглаживать конфликты, и не выяснять отношения на глазах у ребенка. Прививайте ему доброту, уважение к людям, воспитывайте ответственность и нравственность. И помните, что воспитывать нужно собственным примером.
Этот период еще важен и тем, что он совпадает с подготовкой к школе. Некоторые дети не любят заниматься и не понимают, что от них хотят, ведь раньше свободное время посвящалось играм, а теперь нужно выполнять какие-то задания.
Важно заинтересовать ребенка, как раз в таком случае могут помочь занятия в детских центрах по подготовке к школе, профессиональные педагоги помогут сформировать у ребенка усидчивость, работу в коллективе, наладить отношения со сверстниками. Выходные проводите вместе.
Всей семьей сходите на прогулку, в кино, да куда угодно, только вместе.
Кризис семи лет
Самое сложное время для ребенка – это возраст семи лет. Это связано с кардинальными изменениями, происходящими в жизни малыша. Большое влияние оказывает переход из сада в школу.
У детей начинается некая переоценка. Им требуется адаптация к новым условиям, требованиям и статусу. Часто первоклассники ведут себя грубо, не слушаются взрослых.
Помогайте и поддерживайте ребенка, чаще хвалите и вселяйте уверенность, что все получится, чтобы он не чувствовал себя брошенным во взрослом мире, давайте ему советы как лучше выстроить отношения с одноклассниками и учителями.
И никогда не кричите, если у него не получается, не сравнивайте с другими детьми, это отобьет желание что-либо делать.
Важно, чтобы ребенок почувствовал себя личностью
В первый год школьной жизни от родителей требуется предельная внимательность к детям и их отношениям со сверстниками вне семьи. Спортивные секции и кружки стоит оставить на потом, дайте детям время понять, какие важные изменения происходят в их жизни, а уже через полгода или год начинайте дополнительные занятия после школы.
Кризис семи лет – опасное время, пропустив какие-то проблемы в этот период и не оказав должной помощи, вы навредите ребенку. В таком случае кризис затянется на несколько лет и появляется риск, что ребенок замкнется в себе и вот тогда уже помочь ему будет гораздо сложнее.
Воспитывать детей – тяжелая, занимающая много времени работа. Сохранять спокойствие в некоторых ситуациях сложно, но если вы действительно любите своих детей и заботитесь о будущем, у вас обязательно все получится.
Занимайтесь детьми, поддерживайте их, прислушивайтесь к тому, что они говорят, помогайте и будьте любящими родителями. Обращайте внимание на свое поведение и на отношения внутри семьи между взрослыми, проводите как можно больше времени вместе. Ведь скоро дети вырастут и станут взрослыми.
Если у вас крепкая семья, где каждый готов выслушать, поддержать и помочь, то любой кризис для вас станет лишь временными трудностями.
Источник: https://sunmag.me/sovety/05-02-2014-vozrastnye-krizisy-detej-kak-pomoch-perezhit-rebenku-i-ne-sojti-s-uma.html
Кризис 1 года у ребенка: возрастная психология: причины и советы родителям
Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.
Что такое кризис 1 года?
На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.
Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после «трудными» для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.
Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.
Признаки
Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:
- Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
- Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
- Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
- Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.
Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.
Причины
В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.
Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.
Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.
Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.
Особенности развития
Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.
Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.
Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.
Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.
Продолжительность
Кризис 1 года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.
Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.
Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.
Как справляться: советы психологов
Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.
Основные советы специалистов по возрастной психологии:
- Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
- Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
- Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
- Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.
Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.
Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.
Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.
Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.
Запрещенные действия
Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.
Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.
Психологи советуют не применять следующие меры:
- Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
- Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
- Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.
Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.
Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.
Стоит ли бояться перемен в поведении?
Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.
Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.
Возрастные кризисы — возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-pervogo-goda.html
Статьи
— Школа для родителей
Елена Шахрай, Фото: ru.freepik.com
В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем.
Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.
РФ собрала для вас информацию об основных возрастных кризисах ребенка.
Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально.
Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.
За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.
Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать.
Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит.
Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.
Кризис первого года жизни
Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка. С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.
Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие.
Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка.
У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».
Кризис трёх лет
Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет».
Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы.
И это не должны быть игры на компьютере!
Кризис семи лет
Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем.
Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости.
Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.
Подростковый период
Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения.
Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет.
Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку.
В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими.
И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.
- Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:
- — Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
- — Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- — Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
- — Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
- — Не перегружать ребёнка.
- — Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
- — Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
- — Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- — Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
- — Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
- — Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
- — Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
- — Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
- — Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
- — Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
— Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
- — Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
- — Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!
- Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!
Источник: http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/208-kak_perejit_krizisyi_detskogo_vozrasta
Кризис 1 года у ребёнка: возрастная психология + совет Комаровского
Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п.
В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год.
Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер.
Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
Что такое кризис первого года
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
Признаки кризиса
- Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
- Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
- Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
- Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
- Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
- Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.
Причины проблемы
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.
Продолжительность
Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.
А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.
Как справляться: советы психологов
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше.
Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры.
Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
- По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
- Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
- Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
- Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
- Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
- Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
- Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
- Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
- Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
- Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
- Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
- Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
- Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
- В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
- Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
- Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Стоит ли бояться кризиса первого года
Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.
Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами.
Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу.
Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
Источник: https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html
Как пережить кризис первого года жизни ребенка
Еще вчера малыш с удовольствием ел любимую еду, с радостью позволял маме одеть его на прогулку, мог целый час спокойно играть в манеже, а сегодня будто сошел с ума. Он стал похож на маленький ураган: бегает по всей квартире, разбрасывает игрушки и вещи, закатывает истерики, дерется, кусается, отказывается есть и спать. После нескольких дней такого безумства и очередной тарелки с супом на полу, родители задают себе вопрос: «Что происходит?».
Неважно, 10 месяцев малышу или немного больше года, рано или поздно наступает Он – кризис первого года жизни ребенка.
Признаки кризиса первого года
Часто, говоря о кризисе первого года жизни ребенка, родители описывают его одной и той же фразой: «Моего ребенка словно подменили». Милый, нежный, ласковый малыш в один миг превращается в тайфун, крушащий и ломающий все на своем пути.
Несмотря на то, что все дети сильно отличаются друг от друга, кризис первого года жизни имеет одинаковые проявления у всех малышей:
- Ребенок негативно реагирует на замечания: кричит, плачет, отказывается одеваться или купаться.
- Ребенок начинает проявлять самостоятельность и отказывается принимать помощь: снимает шапку, чтобы попробовать надеть ее самому; вырывает ложку из рук мамы, чтобы попробовать самостоятельно есть.
- Поведение ребенка становится противоречивым: только что просящийся на руки малыш, может сильно бить маму, чтобы она его отпустила; может подойти, чтобы обнять и тут же укусить за плечо.
- Характер ребенка резко меняется: спокойный, тихий малыш становится активным и плаксивым, а непоседа может подолгу сидеть в одной позе, занимаясь игрушками; общительный, дружелюбный ребенок может замкнуться и начать бояться окружающих, проявлять агрессию по отношению к ним.
- Малыш ни на секунду не желает выпускать маму из поля зрения.
- Настроение ребенка резко меняется: только что, весело хохотавший малыш, может начать безудержно плакать, а затем снова улыбаться.
- Ребенок проявляет сильное любопытство: его интересует абсолютно все, даже то, что он много раз видел.
- Ребенок становится капризным и агрессивным: он целыми днями в плохом настроении, всем недоволен; может бить и кусать родителей.
Причины кризиса
Любой возрастной кризис – признак развития. В этот сложный период ребенок отделяется от мамы и определяет себя как самостоятельного человека.
Примерно к 12 месяцем ребенок делает первые шаги и понимает, что способен без посторонней помощи передвигаться. Осознает, что может сам держать ложку и есть, что вкусная еда ему нравится, а невкусную можно выплюнуть. Он знает, что если ему что-то не по душе, например, одеваться перед прогулкой, он может кричать и громко плакать. А спать? Спать и вовсе необязательно.
Вместе с этими важными открытиями приходит осознание того, что ребенку все равно нужна поддержка родителей. Первые шаги не очень уверенные и без помощи мамы не обойтись. Ложка не с первого раза попадает в рот, еда размазывается по лицу, и ему снова нужна помощь мамы. Самому собраться на улицу ему еще не под силу. А спать? Спать все равно хочется.
Именно в этот момент перед малышом стоит сложный вопрос: где заканчивается мама и начинается он?
Как пережить кризис
Капризничает? Значит, развивается. Родителям нужно успокоиться и понять, что малышу тоже нелегко. Кризис – временное явление, после того, как он закончится, малыш станет еще умнее и смышленее, а родители увидят перед собой повзрослевшего, самостоятельного ребенка.
Рекомендации родителям
-
Необходимо помочь ребенку овладеть новыми навыками.
-
Играть вместе с малышом в подвижные игры, тогда его энергия будет расходоваться гораздо быстрее.
-
Стараться меньше запрещать. Вместо этого пытаться переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.
-
Разговаривать с малышом как со взрослым: вести с ним диалог, объяснять причины своих действий и запретов, если они неизбежны.
-
Уверенно и спокойно настаивать на своем, если это необходимо, несмотря на то, что ребенок плачет. Слезы в этот период не несут за собой серьезных, глубоких переживаний и беспокоиться на их счет не стоит.
-
Насыщать ребенка общением с мамой. Малыш, вдоволь наигравшийся с любимой мамой, не так остро воспримет ее кратковременное отсутствие, скорее всего, он сам оставит ее ради новых игр.
-
Родителям нужно подключать в процесс воспитания игрушки: одевать куклу, кормить мишку, укладывать спать слоника.
Именно с 12 месяцев общение родителей с ребенком начинает носить воспитательный характер, именно в этот период определяется стиль дальнейшего взаимодействия. Важно во всем соблюдать меру: запрещать только тогда, когда это действительно необходимо, уступать тогда, когда это возможно и не навредит малышу.
Кризис – важный период для всей семьи ребенка, поэтому нужно способствовать его благоприятному течению.
Будем благодарны, если поделитесь статьей: Самое популярное и лучшее:
Источник: https://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/4648-krizis-pervogo-goda-zhizni
Кризис первого года жизни ребенка: как пережить — полезные советы и лайфхаки
Ваш малыш еще недавно был настоящим ангелом – улыбался, слушался и не капризничал. Но вот неожиданно он стал отказываться выполнять любые просьбы и требования, плакать без повода и обижаться неизвестно на что. Ребенок становится до утомительного любознательным и делает все наперекор. Так проявляется кризис первого года.
Да-да, не только у взрослых бывают кризисы! Но не стоит пугаться, это обычное явление для любого человека, и для вашего ребенка тоже. Но как помочь ему справиться с собой в этот нелегкий период? Как не навредить хрупкой, только начинающей свое формирование психике? И как пережить родителям это непростое время?
Страшное слово «кризис» означает переход к новому этапу жизни. Конечно, переход этот непрост, а то и может оказаться болезненным. Но для развития любого ребенка он необходим, ведь в этот момент малыш переступает своеобразный первый порог взросления.
1. Начало ходьбы
Откуда же берутся все эти пугающие изменения в поведении – истерики, крики, неповиновение? Дело в том, что с малышом происходят важные изменения – он учится ходить, появляются зачатки речи.
Когда он встал на ножки и пошел, его мир стал гораздо шире, ведь сам малыш теперь более активен и мобилен. Отсюда его желание узнать обо всем, что его окружает, залезть в самые труднодоступные места и потрогать все, до чего он может дотянуться. У него появляются буквально новые возможности познания.
2. Запреты
Ребенок в этом возрасте не понимает запретов. Это новая для него категория. Когда взрослые запрещают ему делать то, что ему хочется, он злится.
Ведь это же непостижимо для ума малыша: он хочет знать какова розетка наощупь, какая она на вкус, а мама вдруг отчего-то решила, что ему нельзя этой самой розеткой пользоваться! Протестуя против ограничений, ребенок пускает в ход слезы, крик, упрямство.
3. Речь
Другое важное новшество для ребенка – это речь. Это совершенно другой уровень взаимодействия с окружающими. Но инструментарий на этом уровне у малыша еще невелик, поэтому взрослые не всегда могут его понять. А кого не злит, когда его не понимают?
Несмотря на неприятные симптомы, кризис первого года – это абсолютно нормальное и здоровое явление. Кризис – показатель развития ребенка, это радостное событие. Однако внешне это сложное время, и нервы родителей иногда сдают.
У кризиса первого года есть определенная симптоматика, по которой легко определить его начало.
Ребенок начинает требовать большего внимания к себе, перестает слушаться и начинает истерики по самым, казалось бы, незначительным причинам.
Присматриваться к поведению малыша нужно начинать, когда он делает первые шаги и пытается произнести первые слова. Итак, вот примерный список признаков наступления кризиса первого года:
- Ребенок не хочет делать уже заученных вещей – садиться на горшок, брать в руки ложку и т.п.
- Внезапно ребенок начинает проявлять большую самостоятельность в решениях, бойкотировать любые требования и необходимые действия
- Он очень резко реагирует на замечания в свой адрес – обижается, проявляет агрессию
- Малыш ведет себя нелогично и противоречиво – сначала просит, а потом отказывается
- Он ни на шаг не отходит от мамы, ходит за ней хвостиком и расстраивается, если ей необходимо отлучиться
- Ребенок становится любопытным сверх меры – берет в руки все, что попадется, открывает все шкафы, пробует полизать и пососать предметы
- Может проявляться агрессия, некоторые дети становятся по-настоящему драчливыми в этот период
Именно в этот период ребенок начинает понимать, что он – отдельная личность со своим характером и желаниями. Он требует, чтобы ему разрешили быть самостоятельным. Очень важно, что детям в этот период как никогда нужно общение.
Сколько длится кризис?
Год от рождения – это лишь примерный срок начала кризиса. К тому же, кризис в самых заметных его проявлениях случается не у всех детей. Тем не менее, важно представлять, сколько продлится данный период.
Кризис занимает промежуток времени между 9-м и 18-м месяцами. Отмечать дни на календаре бесполезно: начало и конец кризиса первого года зависят от особенностей развития и физиологии малыша.
Родителям важно запастись терпением в этот период. Оно потребуется, когда на бесконечные истерики и неповиновение их чада нужно будет как-то реагировать. От того, какой будет эта реакция, напрямую зависит дальнейшее развитие психики ребенка.
Кричать, ругать и наказывать ребенка – неудачное решение. Даже больше – опасное, ведь такой ответ родителей может навсегда остаться травмой в детской психике. Вот список советов, как стоит вести себя в разных кризисных ситуациях:
1. Ласка
Тактильные ощущения – мощнейшее успокоительное. Когда пройдет волна истерики, возьмите малыша на руки, обнимите его, погладьте. Пусть он ощущает, что вы рядом, и вы не вините его ни в чем.
2. Переключите внимание
Когда даже обычные процедуры, вроде купания и приема пищи, становятся испытанием на стрессоустойчивость, постарайтесь отвлечь ребенка. Игрушки, новые предметы, яркие картинки – используйте все, чтобы сменить объект его внимания.
Иногда дети боятся расстаться с мамой даже на пару минут. Ребенок понимает – он и мама не единое целое, она может уйти. Если малыш не хочет отпускать мать ни на шаг, прием с отвлечением внимания тоже сработает.
3. Запрещать бесполезно
Старайтесь объяснять ребенку, почему вы говорите «нельзя». Это слово не должно звучать попусту, а только в ситуациях, когда действия ребенка могут нанести ему вред. В остальных случаях – спокойно разъясните, почему вы не хотите, чтобы малыш это делал.
Важно! Уберите с глаз долой опасные предметы. Фраза «в недоступном для детей месте» существует не просто так. Приобретите специальные заглушки для ящиков и шкафчиков, куда ребенка потянет любопытство.
4. Дайте выплакаться
Прекратить истерику бывает невозможно. Тогда оставьте ребенка на какое-то время, под присмотром, конечно. Он поймет, что слезами он себе не поможет. Если реагировать на первый крик, в детской голове сформируется установка на манипуляцию взрослыми.
Важно! Иногда запрещать все же приходится. Но запрет должен быть абсолютным. То есть, если мама не разрешает, то бабушки и тети не разрешают тоже. Договоритесь с семьей о том, что вашему ребенку можно, а что нельзя. Когда такой определенности нет, дети быстро становятся манипуляторами.
Ребенок научится управляться со своими чувствами. А пока он незащищен, его нужно поддерживать и давать понять, что вы его любите.
5. Я сам!
Дайте ребенку возможность побыть самостоятельным, когда он этого хочет. Пусть подержит вилку. Пусть возьмет губку для мытья посуды. Пусть почистит зубы. Это может стать игрой для крохи, когда он не хочет делать чего-либо. Например, вместо того, чтобы говорить ему «надо одеваться», предложите выбрать между двумя футболками.
Позволяйте проявлять инициативу и учиться делать выбор.
Все мы люди, и как бы вы не любили вашего ребенка, нервы могут сдать. Чтобы это предотвратить, можно настроить себя на нужный лад. Тогда вы не нанесете вреда ни себе, ни своему крохе.
1. Не сравнивайте
Не стоит ставить своего ребенка в один ряд с другими детьми. У всех разная скорость развития. Не расстраивайтесь, если он делает что-то хуже, медленнее других. Учитесь радоваться каждому новому движению своего чада. И покажите ласковым словом, как вы цените его достижения.
2. Покупайте игрушки с умом
Не надо каждый раз разоряться на новую игрушку, если видите, что ребенок потерял интерес к старой. Детей привлекает все яркое, что необычно двигается, необычно пахнет и необычно шумит.
Поэтому самые простые вещи могут заинтересовать малыша сильнее, чем самая фантастическая игрушка. Дайте ребенку подержать огурец, кусочек теста, пульт от телевизора и т.п.
пусть развиваются его любопытство, мелкая моторика и кругозор.
3. Разговаривайте
Это ключевое положение. Объясняйте ребенку, что и как устроено, комментируйте его действия и говорите ласковые слова. Он уже хочет общаться, но пока не может этого. Разговаривая с малышом часто, вы поможете ему быстрее усвоить речь.
Кризис первого года — трудный период, но очень важный. В это время родителям нужно быть особо терпеливыми и спокойными. Учитесь радоваться мелочам, самым незначительным изменениям в своем ребенке. Ведь он в это время становится более самостоятельным, формируется его психика. Старайтесь понимать ребенка без слов, а главное – давайте ему почувствовать вашу любовь и участие.
Источник: https://nyamkin.ru/advice/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka-kak-perezhit