Для гармоничного физического и психоэмоционального развития младенца нужно с рождения создавать среду, которая способствует познанию мира.
Помимо общения с мамой и тактильного контакта необходимы игрушки для грудничков, которые помогают развивать органы чувств и двигательные навыки.
В период от рождения до года малыш меняется особенно быстро, а вместе с ним по месяцам изменяются его интересы и потребности.
Как выбирать игрушки?
- Несмотря на то, что товары для малышей уже по определению должны подходить ребенку с рождения и быть безопасными, в продаже встречается много игрушек, которые покупать не стоит.
- Ребенок первого года жизни все пробует на вкус, хватает, испытывает на прочность, поэтому все предметы, с которыми он играет, должны быть качественными.
- Вот 3 главных признака хорошей игрушки:
- Прочность – игрушка должна быть крепкой, с надежными швами, из качественного пластика.
- Безопасность – отсутствие острых углов, необработанных краев и мелких деталей, которые могут отвалиться.
- Гигиеничность – для детей первого полугодия выбирайте пластиковые игрушки, потому что их легко помыть, просто ополоснув в воде с мылом. Тканевые и плюшевые игрушки придется часто стирать, потому что они собирают пыль и впитывают слюну ребенка.
Что подойдет для новорожденных детей?
Первый месяц жизни для новорожденных детей – время привыкания к новым условиям. Это адаптация малыша к миру, и большую часть суток младенец ест и спит, мало реагируя на внешние раздражители. Тело еще совсем не поддается его контролю, движения хаотичные, а кулачки постоянно сжаты. Поэтому новорожденному ребенку игрушки пока не требуются – ему нужно тепло, уют и мамины разговоры.
Ближе к 1 месяцу малыш становится активнее и проявляет интерес к миру. Он начинает смотреть по сторонам и прислушиваться к окружающим звукам. В это время можно познакомить месячного ребенка с первыми игрушками:
- мобиль – музыкальная карусель с движущимися по кругу маленькими фигурками, наблюдая за которыми, ребенок пытается сфокусировать взгляд, а музыка его успокаивает и стимулирует поворачивать голову в сторону источника звука;
- двухсторонний бортик-книжка – это жесткий складной бортик в кроватку из ткани разной фактуры с дополнительными элементами (пластиковые колечки, зеркальце), разглядывание которого способствует развитию зрения и тактильных ощущений.
Игрушки для детей в возрасте 2 месяцев
В 2 месяца ребенок уже различает лицо мамы, фокусирует взгляд на неподвижном объекте, пытается следить глазами за перемещающимся предметом, оживляется в ответ на знакомый голос. Для развития органов зрения и слуха подойдут:
- погремушки – играть самостоятельно малыш будет позже, а сейчас мама может шуметь разными погремушками и привлекать внимание ребенка, чтобы он искал источник звука, поворачивал голову и учился выделять среди всех звуков окружающего мира какой-то конкретный, следил за погремушкой взглядом;
- мягкие или музыкальные игрушки – они привлекают внимание, ребенок задерживает на них взгляд, рассматривает глаза, нос, рот, слушает звуки, следит за игрушкой, если ее перемещать перед его лицом.
Игрушки от 3 месяцев
В 3 месяца ребенок учится управлять своими ручками и может хватать предметы сам. К тому же, в этом возрасте многие малыши удерживают голову, лежа на животике. Самое время попробовать использовать новые приспособления.
- Развивающий коврик может подолгу увлекать ребенка, если на дугах развешены интересные игрушки или зеркальце. Также ребенок может лежать на животике, а ручками тянуться к предметам, бить по пианино, держать что-то во рту.
- Погремушки на дуге (от развивающего коврика или на отдельной дуге над кроваткой). Можно вешать их на таком расстоянии, чтобы малыш мог случайно или целенаправленно бить по ним кулачками, игрушку можно вкладывать в ручку, чтобы малыш махал ею и слушал звук.
- Текстильные или пластмассовые игрушки с пружинным механизмом — они вешаются на дугу коврика, шезлонга или капор коляски, мама тянет за «хвостик», игрушка вибрирует или проигрывает мелодию.
- Музыкальные панели и пианино – в положении на животике ребенок может трогать пианино или ударять по нему, чтобы услышать мелодию.
- Неваляшка – малыш с радостью потрогает ее ручками, лежа на животике.
Чем развлекать грудничка в 4–5 месяцев?
В 4-5 месяцев ребенок учится переворачиваться, поэтому важно стимулировать и закреплять новый навык. Какие нужны игрушки для этого? Можно использовать уже полюбившиеся малышу – класть их справа и слева от него, чтобы кроха переворачивался и брал предмет.
Часто в этом возрасте начинают резаться зубки и появляется потребность постоянно держать что-то во рту. Облегчить дискомфорт помогут «жевательные» игрушки:
- прорезыватели, грызунки – изделия разной формы из резины или с водой внутри (их можно охлаждать в холодильнике), которые можно жевать деснами;
- погремушка-прорезыватель – пластмассовая погремушка с прямой ручкой в виде цветка, который можно держать, греметь им, жевать резиновые лепестки, играть с шуршащими элементами.
С чем играть детям от 6 месяцев до года?
В полугодовалом возрасте многие детки пытаются садиться из положения на четвереньках, активно переворачиваются во все стороны и способны увлекаться одной игрушкой подолгу.
Сейчас можно давать младенцу более сложные игрушки.
Хорошее время познакомить малыша с деревянными изделиями – они долговечны, приятны на ощупь и даже пахнут деревом, а вероятность ударить такой игрушкой самого себя гораздо меньше, чем в трехмесячном возрасте.
Игрушки, которые можно давать детям от 6 месяцев до года:
- пирамидка – пусть ребенок разбирает ее, пытается нанизывать кольца на стержень в любом порядке, рассматривает разноцветные колечки, держит в руках, стучит ими, разбрасывает;
- кубики с картинками или буквами – их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, буквы на гранях;
- мячики – разных размеров, цветов, с пупырышками или без, малыш может их катать, бросать, перекладывать из руки в руку;
- строительный набор – комплект деревянных, пластмассовых или поролоновых кубиков, конусов, цилиндров, брусков, арок;
- двигающиеся игрушки – заводные или на батарейках;
- юла – обычная металлическая или с прозрачным куполом, внутри которого, например, карусель с лошадками;
- развивающие книжки – покупные или ручной работы, с множеством деталей, которые можно пощупать, покрутить, открыть;
- логические лабиринты из дерева или пластика;
- бизиборд – доска со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями, колокольчиками;
- игрушки для купания – пластиковые, резиновые, заводные или работающие от батареек;
- ходунки-каталка – это панель с развивающими элементами, которую ближе к году малыш может толкать перед собой и делать первые шаги;
- конструктор с крупными деталями – пусть малыш учится разъединять их;
- ведерко или коробка – ребенок учится складывать в емкость мелкие предметы.
Наглядная таблица навыков ребенка от рождения до года
На полках магазинов бесчисленное множество товаров, и здесь упомянуты лишь некоторые из них. Главное в выборе игрушки — ориентироваться на цели, то есть навыки, которые надо развивать у детей грудного возраста. Ниже приводится сводная таблица умений ребенка от рождения и до года, которые можно развивать с помощью игрушек:
Возраст, мес. | Органы чувств и навыки малыша | Игрушки, которые способствуют развитию навыка |
0-3 | Фокусирует взгляд на неподвижном предмете, следит глазами за двигающимся предметом, разглядывает крупные детали,поворачивает голову в сторону источника звука, различает отдельные звуки | МобильБортик-книжкаПогремушки(в том числе мягкие и музыкальные) |
3-6 | Хватает предметы ручками, поворачивается на бок и пытается схватить игрушку рукой,переворачивается со спины на живот и обратно,пытается присаживаться, перекладывает предметы из руки в руку | Развивающий коврикРазвивающая дуга с погремушкамиЭлектронное пианиноНеваляшкаПрорезыватель |
6-9 | Пытается сидеть, ползать, стоять у опоры,развивает мелкую моторику – учится «пинцетному захвату» двумя пальчиками, перебирает игрушки, открывает-закрывает предметы с крышками, складывает одни предметы в другие | ПирамидкаКубикиМячикиНабор блоков для строительстваДвигающиеся игрушкиЮлаЛогические лабиринтыРазвивающие книжкиБизибордИгрушки для купанияКонструктор |
9-12 | Пытается делать первые шаги,изучает внешний вид и звуки животных,осваивает ролевые действия с предметами (уложить спать, покормить куклу, насыпать песок в самосвал),катает мяч,различает понятия «большой – маленький»,знает названия многих предметов в доме | Набор стаканчиков разного размера Матрешки,Мячи, Куклы, машинки, Сортеры, Ходунки-каталка |
Уход за детскими игрушками
Уход за игрушками для детей до года предполагает обработку их от видимых загрязнений. Нет необходимости кипятить игрушки и создавать в доме больничную стерильность.
Итак, как мыть и чем обрабатывать игрушки для малышей?
- Пластмассовые погремушки достаточно помыть в теплой мыльной воде, хорошо сполоснуть под струей проточной воды, после чего вытереть насухо или просушить.
- Резиновые игрушки, прорезыватели можно мыть с мылом или порошком, тереть щеткой, но с особой тщательностью ополаскивать, так как малыш тянет эти предметы в рот.
- Деревянные предметы нужно протирать влажной тряпочкой или ополаскивать под краном, но избегать длительного контакта с водой, так как дерево может разбухнуть и потерять исходные пропорции.
- Плюшевые изделия без динамика и батареек можно стирать в стиральной машине обычным стиральным порошком по мере загрязнения, затем просушить на балконе.
- Более сложные мягкие игрушки (с электронным модулем) стирать нельзя, их либо чистят пеной для ковров (но тут есть опасность аллергической реакции), либо предварительно распарывают, извлекают модуль, «оболочку» стирают, а затем просушивают и собирают заново.
- Электронные пианино, развивающие панели можно протирать влажной тряпочкой или влажными салфетками.
Все дети развиваются по-разному, но природой заложено стремление ребенка не стоять на месте и постоянно учиться новому. Игрушки, правильно подобранные в соответствии с возрастом и потребностями малыша, помогают развивать органы чувств, тренировать физические навыки и создают приятную среду для общения младенца с родителями.
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/igrushki-dlya-grudnichkov
Развивающие игрушки для детей до года
Развивающие игрушки для детей до года выполняют важные функции. Они участвуют в развитии, помогая малышу познавать окружающий мир. Тренируют мелкую моторику рук, которая способствует развитию речи, логики и памяти. Знакомят малыша с формами, размерами и цветами.
Первые развивающие игрушки для детей до года
Впервые знакомить малыша с игрушками можно начать с 2 месяцев. Подробнее о развитии малыша в 2 месяца. К этому времени зрение малыша способно следить за медленно перемещающимися предметами. Над кроваткой можно повесить музыкальный мобиль.
К 3-4 месяцам возможности малыша увеличиваются. Теперь можно подумать о погремушках и небольших мячиках. Они должны быть разного цвета и фактуры. Вкладывая такие игрушки крохе в ручки, мы стимулируем развитие восприятия и тренируем мышцы рук малыша.
Во время бодрствования можно оставлять ребенка на специальных развивающих ковриках с подвесными игрушками. Малыш будет тянуться и учится хватать игрушки. Так же для развития маленьких ручек подойдут мягкие фетровые книжки.
В 5-6 месяцев малыш становится более активным. У крохи начинают устанавливаться причинно-следственные связи. В этот период подойдут игрушки, которые издают звуки при взаимодействии.
Резиновые пищалки, звонкие погремушки, музыкальные игрушки с крупными кнопками. А еще малыши любят вкладывать маленькие предметы в большие.
Для таких занятий подойдут матрешки, стаканчики, которые вкладываются друг в друга или коробочки разных размеров.
Если малыш научился сидеть самое время купить или смастерить бизиборд (развивающая панель с мелкими деталями). Такие приспособления отлично развивают мелкую моторику, обучают обращению с бытовыми предметами и подкрепляют любознательность малыша.
Развивающие игрушки для детей от 7 месяцев до года
К 7-8 месяцам большинство детей уже сидят и ползают. Это открывает для малыша новые возможности, играть сидя. В этом возрасте малыш развивается и учится новому очень быстро, при этом проявляет самостоятельность.
Для развития малыша отлично подойдут кубики, конструкторы с крупными деталями, пирамидки и простые сортеры. Они развивают фантазию, логику и моторику рук малыша.
Для того чтобы ребенок заинтересовался первое время необходимо играть с ним вместе. Показать, как собирается пирамидка, как ставить кубики друг на друга. Хвалить малыша если у него получилось надеть колечко на пирамидку или снять его.
Чтобы малыш двигался во время игры, подойдут мячи, игрушки на колесиках и заводные игрушки.
В 9-10 месяцев к игрушкам малыша можно добавить более сложные варианты уже имеющихся игрушек. Так же для этого возраста подойдут крупные пазлы и мозаики. Саму игру можно изменить, давая малышу задания. Колечки от пирамидки можно нанизывать на шнурок. Строить самую большую башню из кубиков или собрать все мячики в коробку.
Чтобы малыш различал животных и научился их озвучивать подойдут любые игрушки. Модели животных или книжка с их изображением. Этому ребенка необходимо обучать, взрослым. Достаточно 10 минут в день показывать животное, называть его и пародировать звуки, которые оно издает. Через 5-7 занятий ребенок начинает помогать родителям.
В 11-12 месяцев малыши хорошо стоят, некоторые уже ходят. В игру добавляется больше движения. Палки-каталки, машинки на веревочках, юла или волчок станут прекрасным дополнением к уже имеющимся игрушкам. Для развития моторики подойдет пальчиковый театр и мягкий пластилин. Если в квартире достаточно места можно приобрести детскую палатку и небольшой бассейн с шариками.
- Как сделать мягкий и безопасный пластилин дома?
- Игры для детей 11-12 месяцев ЧИТАТЬ
Важно! Во время игры с мелкими предметами, необходимо внимательно следить за малышом.
Развивающие игры с пуговицами для малышей ЧИТАТЬ
Как выбрать развивающие игрушки для детей до года
К выбору игрушек стоит подходить ответственно, ведь малыш проводит с ними рядом очень много времени. Это значит, что они должны быть в первую очередь безопасными. Определить качество игрушки можно, изучив несколько показателей:
- Игрушка должна быть промаркирована. На этикетке указывается название, страна производитель, и товарный знак изготовителя. Так же указывается состав материала, из которого изготовлена игрушка и возраст для которого предназначена. Как за ней ухаживать и ее срок годности.
- Знак EAC на черном или белом фоне. Единый знак обращения означает, что игрушка соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов.
- Цвет игрушки не должен быть слишком ярким (ядовитым). Это может привести к перевозбуждению нервной системы малыша. Так же стоит отказаться от покупки, если игрушка имеет резкий или неприятный запах. Если игрушка музыкальная, убедитесь что звук не сильно громкий.
- Детали игрушки должны быть достаточно крупными, чтоб малыш не смог их проглотить. В них не должно быть отверстий, в которых могут застрять детские пальчики. Игрушки должны быть достаточно крепкими.
- Все развивающие игрушки для детей до года должны стираться или мыться. Так как малыш непременно будет толкать их в рот.
Источник: https://detk1.ru/razvivayushhie-igrushki-dlya-detej-do-goda/
Игрушки для детей до года — развивающие игрушки для малышей до 1 года
Какие игрушки стоит выбирать для малыша с рождения для года и как они могут способствовать развитию ребенка.
Зачем нужны игрушки
Что и как развивают игрушки? Давайте разберемся.
- Личность и навыки общения. Это игрушки, которые можно легко «оживить» с помощью игры: животные (мишки, зайчики, собачки), куклы с посудой и другой утварью, а еще тематические наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и т. д. Они интересуют детей после 3 лет.
- Ум ребенка: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино. В них играют малыши до 3 лет.
- Тело малыша. Это транспортные игрушки (каталки и качалки, грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить) и спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи и др.). Они подходят детям после года.
До одного месяца малыш адаптируется к новой среде, привыкает к родным лицам и голосам. Так что новорожденный в игрушках не нуждается: то время, когда он не спит, целиком занято контактом с людьми.
В возрасте от 1 до 3 месяцев малыш учится слышать и видеть. Именно поэтому начиная с 1-го месяца малышу нужно приносить:
- Яркие картинки (в комбинации черного, белого и основных цветов: красного, желтого, голубого, зеленого) с четкими узорами, геометрическими фигурами и символами — их вы можете развешивать по бортикам кроватки или наклеивать на стену;
- Также самое время установить подвесную игрушку или простой мобиль с тихой, спокойной музыкой.
К 2 месяцам малыш уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете и учится следить за перемещающимися объектами. Теперь над кроваткой можно подвесить несколько фигурок простых форм и цветов.
Малыш будет следить за ними взглядом, а ближе к 3 месяцам стараться тянуться к ним.
Не стоит перегружать ими ребенка, пусть их будет всего несколько — так малышу легче заинтересоваться предметом и сфокусировать взгляд.
Не держите игрушки над кроваткой постоянно: эксперты советуют время от времени убирать и менять их, оставляя в поле зрения одновременно не более трех-четырех. Давайте ребенку возможность разобраться с одной игрушкой и только потом предлагайте другую. Малыша привлекает новизна — так что знакомую игрушку можно прятать, и потом кроха обрадуется ей как новой.
Чем хороша погремушка
Погремушка будет с малышом весь первый год его жизни. Многие мамы думают, что она нужна лишь для успокоения и развлечения младенца. Но погремушка всесторонне развивает малыша и совершенствует мелкую моторику.
Вы можете вкладывать ее в ручку крохи, стимулируя его тактильное восприятие. Конечно, для этого погремушка должна быть легкой, удобной и не слишком объемной.
До 3 месяцев малыш не играет с ней самостоятельно — он учится этому постепенно.
А вот потом погремушка развивает координацию глаз и рук малыша, учит его совершать целенаправленные движения: младенец начинает осознанно помещать игрушку в поле зрения, чтобы лучше ее разглядеть.
Простое упражнение для координации движений глаз: показывать ребенку яркую погремушку, дожидаясь фиксации взгляда на ней, и водить ею в разные стороны, добиваясь того, чтобы малыш следил глазами за игрушкой.
От 3 до 6 месяцев
В 3 месяца происходит очередная революция! Ребенку уже недостаточно только наблюдать за происходящим вокруг, теперь он хочет активно включаться в познание мира. Малыш тянется к яркой погремушке, пытается схватить и удержать ее. Если это удалось, он долго разглядывает ее, приближая к лицу и отводя подальше, размахивает перед глазами, трясет, берет в ротик.
Такие простые, на первый взгляд, занятия с игрушками в этом возрасте очень важны.
Именно благодаря им строится связь между отделами мозга, которые отвечают за зрительное, слуховое и тактильное восприятие, а также за движение. Перед нами настоящий исследователь и мира, и возможностей своего тела.
Малыш прилагает усилия и преодолевает трудности, чтобы получить желаемое — так он учится действовать целенаправленно и осмысленно.
Сейчас ребенку особенно пригодится прорезыватель для зубов. Да, формально это не игрушка. Но и она развивает: массажные пупырышки стимулируют тактильные ощущения и мелкую моторику, когда малыш перебирает предмет в руках.
Постепенно ребенок взрослеет. К 6 месяцам он умеет раскачиваться и ползать — по полу или в манеже, и ему нужно больше игрушек, прежде всего:
- Резиновые зверьки-пищалки;
- Мягкие шуршащие игрушки;
- Куклы-неваляшки;
- Развивающие коврики с разными кармашками, пуговками, застежками, зеркалом;
- Турники, на дугах которых подвешены игрушки разного размера, цвета, формы, фактуры;
- Ножное пианино и другие игрушки.
Оставляйте их в поле зрения и досягаемости — пусть малыш сам целенаправленно их находит. Время от времени меняйте игрушки, чтобы ребенок успевал по ним соскучиться.
От 6 до 9 месяцев
После неконтролируемых и хаотичных движений рук и ног, которые можно было наблюдать у малыша в первые месяцы, в возрасте полугода ребенок сосредотачивается на сознательном получении желаемого. Он хватает любой предмет, попадающий в поле зрения: погремушка, мягкий мячик, прорезыватель, бутылочка, подгузник, упаковка с влажными салфетками. Малыш размахивает добычей во все стороны, стучит обо все поверхности, кидает, поднимает и снова кидает. Интерес к конкретному предмету быстро проходит, и кроха переключается на новый.
В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но ему интересны и более сложные игрушки, например мягкие книжки с яркими картинками.
С 6 месяцев ребенок учится брать предметы одновременно двумя руками, поэтому дети так любят постукивание двумя погремушками, формочками, кубиками. Малыш пытается соотносить предметы по форме и размеру — вложить один в другой. Если это получается и результат очевиден для ребенка, малыш испытывает настоящее удовольствие.
Малыш подошел к возрасту увлечения игрушками-вкладышами. Это стаканчики, мисочки, формочки разного размера, но помещающиеся друг в друга.
Играя с этими предметами, ребенок не только совершенствует моторику рук и координирует с ней движения глаз, но и осваивает понятия «больше-меньше»: крупный стаканчик никак не помещается в тот, что поменьше, сколько бы физических усилий маленький экспериментатор ни прикладывал.
Малыш меняет тактику взаимодействия с вещами: от силы рук он переходит к силе мысли. Предметы в его руках начинают «дружить друг с другом», когда он правильно соотносит их по размеру и форме. Так развиваются восприятие и мышление ребенка.
От 9 до 12 месяцев
После 9 месяцев малыш учится не просто хватать предметы, а исследовать окружающий мир. Так он развивает мышление. Он умеет находить спрятанные в коробочке игрушки, случайно открывает новые явления (выскакивающий из игрушки сюрприз), устанавливает причинно-следственные связи (из перевернутой бутылочки льется жидкость), обследует непонятные предметы, и в нем пробуждается интерес к новым экспериментам.
Чем полезен сортер
Удивительным открытием для малыша становится взаимодействие предметов, например их способность помещаться друг в друга. Ребенок может долго складывать разные вещи и игрушки в коробочки большего размера, доставать их и снова прятать.
И здесь незаменим сортер — коробочка (она может быть в виде куба, домика, лодочки, животного) с прорезями или углублениями разных форм и размеров. Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь.
В идеальном сортере для малыша должно быть не больше трех-четырех отверстий.
Иначе ему будет не под силу с ним справиться, а чем чаще у вашего крохи не будет получаться, тем вероятнее, что он решит, что у него «ничего не выходит».
Следите за тем, чтобы игрушка не была слишком сложной и соответствовала возрасту ребенка, но одновременно и оставляла определенное пространство для свободы действия и развития его творческих способностей.
Если вы заметили, что кроха злится или расстраивается, когда не может справиться с игрушкой, уберите ее, а спустя некоторое время предложите снова — не исключено, что малыш проявит и интерес, и готовность осилить прежде неразрешимую задачу.
Приходит время и проволочного лабиринта с деталями-вагончиками, дети его обожают. Он прекрасно тренирует координацию рук и глаз, а также мелкую моторику.
После полугода на ура идут игрушки для купания: рыбки, кораблики, стаканчики разных форм и цветов. Малыш будет с удовольствием переливать воду из одной емкости в другую, удивляться непотопляемости уточки и добывать из губки облакоподобную пену.
- В возрасте от 9 до 12 месяцев дети доводят до совершенства навыки ползания и карабканья на небольшую высоту.
- Они с удовольствием поучаствуют в игре, в которой нужно толкать перед собой мягкий мяч, будут преодолевать мягкие тоннели, забираться на игрушечную горку с лесенкой из двух-трех ступеней и спускаться по ней.
- Ближе к году жизни им все больше нравится стоять на ногах — ведь это дает возможность получать больше новых впечатлений.
Детям, осваивающим ходьбу, может понравиться ходунок-тележка, на которой часто имеется обучающая панель с мелкими деталями и фактурными материалами.
Но есть мнение, что эта игрушка может замедлить развитие двигательных навыков, способствовать неправильному формированию стопы, помешать ребенку держать равновесие (вес ребенок переносит на руки, опираясь ими о тележку) и правильно группироваться перед падением. Ходунки противопоказаны детям с тонусом ног и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Игрушка полезная и бесполезная
Мир игр и игрушек поистине безграничен. Каждый родитель решает для себя сам, сколько должно быть игрушек у его ребенка. Главное, чтобы они были безопасными и не совсем бесполезными. Прежде всего, помните, что малыш развивается, когда учится самостоятельно решать поставленные задачи.
Иногда родители думают, что, предоставив малышу право выбора игрушки в магазине, они поощряют самостоятельность ребенка, способность регулировать свои порывы, принимать обдуманные решения (в доступных для конкретного возраста рамках) и развивать чувство вкуса.
И этим подчас хотят исчерпать свое педагогическое воздействие. Однако ребенок в первые годы жизни не обладает опытом и адекватными критериями оценки для того, чтобы успешно справляться с такой задачей. Поэтому ответственность в выборе игрушки все же лежит на взрослом.
При выборе игрушки не забывайте о ее основной функции — развивающей. Малыш задействует фантазию, придумывает сценарий включения нового предмета в свое игровое пространство, раздвигает границы воображения.
Игрушка, не несущая богатого развивающего компонента, влияет на качество игры, обедняя ее и ограничивая возможности ребенка.
Можно заполнить комнату огромным количеством ярких игрушек и при этом не дать малышу никакого материала для познания и развития.
В полезной игре заложена возможность расти вместе с ребенком, включаться в различные сюжетные сценарии в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, кубик).
Поэтому при принятии решения о покупке очередной игрушки задумайтесь о ее развивающем потенциале и педагогической полезности: какую функцию она будет выполнять, а также способна ли она пробуждать детскую активность и стимулировать развитие, а не удовлетворять поверхностный интерес только первые пять минут после знакомства с ней.
Как отличить хорошую игрушку от плохой?
Игрушка имитирует реально существующий объект и должна повторять его форму, цвет и основные свойства. И тут фиолетовые ежики и зеленые слоны нам не помогут.
Любая игрушка несет прежде всего эмоциональную информацию, и для неокрепшей детской психики важно, чтобы эта информация была позитивной, не развивала в ребенке тревожность и агрессию, формировала правильные модели поведения.
Яркие монстры с уродливыми лицами и искаженными пропорциями тела, фигурки агрессивно настроенных персонажей из мультфильмов, куклы, воспроизводящие слишком натуралистично образы людей, — по поводу таких игрушек специалисты бьют тревогу.
Себя вы можете радовать любыми игрушками. Но вам надо помнить о том, что мы закладываем в детей в первые годы жизни. Конечно, у ребенка могут и должны быть игрушки, которые проявляют эмоцию агрессии, например «злые» и «страшные» животные (тигр, паук, хищный динозавр).
Такие игрушки помогают отрегулировать чувства агрессии и страха у ребенка, принять их как неотъемлемую сторону личности и научиться справляться с ними. Но злые и страшные они не из-за своего внешнего вида — это ребенок наделяет их в игре соответствующими характеристиками, а значит, в следующий раз тигр может оказаться сытым и смягчить свой нрав.
Фигурка монстра-пришельца, вооруженного до зубов, такой трансформации образа не допускает, что осложняет усваивание правильных представлений о социальной стороне жизни.
Безопасность и качество
Безопасность — это, конечно, самое главное требование к игрушке. Обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения: игрушки с наличием мелких деталей, которые могут попасть в рот или в нос малышу, противопоказаны детям до 3 лет.
Качеству материалов, использованных при изготовлении игрушки, надо уделять особое внимание: выбирать стоит деревянные, резиновые, пластмассовые или мягкие игрушки, не имеющие резкого запаха, спокойных цветов («ядовитый» цвет — признак наличия токсичного красителя), приятные на ощупь, с прочно соединенными деталями, гигиеничные (игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадниками бактерий).
Качество и надежность сборки, подвижность в предусмотренных для этого местах и крепость соединения между собой элементов и деталей — вот характеристики игрушки, по которым она обязательно должна пройти вашу самую тщательную проверку. Если игрушка не позволяет свободно выполнять определенные действия, предполагаемые в обращении с ней «по умолчанию», соответствующие ее предназначению, она теряет всякий смысл и свое развивающее значение.
Хорошо, если игрушка имеет сертификат безопасности, однако даже его наличие не всегда говорит о том, что с ней все в порядке. Поэтому перед покупкой проверьте игрушку: попробуйте сами поиграть с ней. Доверяйте брендам, давно представленным на рынке и хорошо зарекомендовавшим себя с точки зрения эргономики, качества материалов и исполнения.
И напоследок: правильно подобранная игрушка — это еще не все. Пожалуйста, помните, что только в общении с родителями, в совместной игре с ними ребенок полноценно растет и развивается, обогащает свое эмоциональное восприятие и испытывает потребность познавать окружающий мир. Будьте рядом!
Источник: https://AguLife.ru/calendopedia/putevoditel-po-igrushkam-dlya-detei-ot-0-do-12-mesyacev
Игрушки для детей до года по месяцам — таблица
После рождения малыша у родителей появляется множество забот. Новорожденного следует каждый день купать, проводить гигиенические процедуры, гулять на свежем воздухе. Растраты постоянно увеличиваются, ведь малышу необходимо большое количество вещей – коляска, кроватка, детская мебель, одежда. Также малышу требуются игрушки для нормального развития и просто для радости.
Ближайшие родственники и знакомые спешат одарить кроху красочными и интересными вещами. Но часто они не знают, какие именно подарки подойдут для конкретного возраста.
Важно понимать, что игрушки для маленьких детей до года следует выбирать по месяцам, то есть для каждого возрастного периода требуются определенные вещи.
При этом они должны быть качественными, полезными и обязательно безопасными для крохи.
Игрушки для малышей до года по месяцам
Уже с рождения малыш активно растет и развивается, как физически, так и психологически. Для его развития требуется активное общение со взрослыми.
В помощь родителям производители детских товаров предлагают огромный выбор игрушек на любой вкус.
Особой популярностью пользуются развивающие приспособления, которые способствуют формированию зрительных, тактильных и слуховых ощущений. Выбирая товар, нужно в первую очередь ориентироваться на возраст ребенка.
От 0 до 3 месяцев
Только что родившийся кроха еще мало что воспринимает и понимает, его сенсорные и слуховые ощущения только начинают формироваться. Лучшее развлечение для младенцев до 3 месяцев – наблюдение за лицами родных – мамой, папой, бабушкой. Для удовлетворения его интересов потребуется минимум вещей:
- Погремушка. Она должна быть яркой и издавать приятный негромкий звук. С помощью погремушки мама может на несколько минут забавить или успокоить малыша. Они полезны для развития слуха и зрения, а также помогают выработать хватательный рефлекс.
- Мобиль – приспособление для подвешивания над кроваткой. Такая вещь являет собой дугообразное приспособление, которое крепится к кроватке малыша. При этом на верхушке имеется крутящаяся часть с прицепленными к ней игрушками. Некоторые модели имеют музыкальное сопровождение.
Современные мобили можно включить при помощи пульта.
- Развивающие коврики. Этот предмет являет собой мягкий текстильный коврик с прикрепленной дугой, к которой подвешены разные предметы. Его стелют на пол или кровать и кладут сверху малыша.
От 3 до 6 месяцев
В 3 месяца и старше кроха уже меньше спит и больше бодрствует. Поэтому ему необходимы изделия, способные занять, увлечь, а иногда и успокоить. Малышам до полугода обязательно понравятся:
- Игрушки в кроватку. Многие мамы отмечают пользу специальных приспособлений для кроватки, с помощью которых можно на некоторое время забавить кроху. Это те же мобили, а также специальные мягкие книжечки с яркими картинками, зеркалом, шуршащими и пищащими элементами.
- Занимательные вещицы для купания – яркие резиновые пищалки в виде уточек, рыбок и животных.
- Прорезыватели для зубов. Начиная с 4-5 месяца, родители ожидают появление первого зубика. Малыш в это время тянет все в рот, жует и кусает разные предметы, в том числе руки мамы и свои. Подготовить десна к прорезыванию зубиков помогут специальные прорезыватели. Они обычно изготавливаются из пластика и имеют силиконовые или резиновые вставки с жидкостью внутри.
Такие предметы можно положить в холодильник, тогда жидкость охлаждается и действует как обезболивающее средство для воспаленных десен.
- Фигурки животных.
- Мягкие текстильные книжечки.
- Коврики с различными деталями – пуговицами, лоскутками ткани, предметами, издающими звуки. Малыш уже может долго лежать на животе, рассматривая и трогая интересные и красочные вещицы на коврике.
Главные критерии при выборе игрушек для младенцев 3-6 месяцев – безопасность и развивающий потенциал. При этом не стоит надолго оставлять кроху наедине с предметами.
От 6 до 9 месяцев
Большинство изделий и приспособлений, которые занимали кроху в 6 месяцев, интересны ему и дальше. Только он уже может использовать их для более сложных манипуляций. Развитие его продолжается, поэтому его игрушечный арсенал следует дополнить новыми вещами:
- кубиками (они обязательно должны быть мягкими или не иметь острых углов);
- конструкторами с крупными деталями;
- матрешками или стаканчиками-вкладышами;
- интерактивными игрушками, имеющими кнопочки, рычаги, музыкальное сопровождение;
- куклами и пупсами (особенно актуально для девочек).
От 9 до 12 месяцев
Дети около года уже имеют развитое мышление. Они многое понимают и осознают. Им подойдут вещи, требующие применить интеллект, смекалку и фантазию:
- пирамидки;
- мозаики (лучше с крупными элементами);
- пальчиковые краски;
- мячики;
- машинки или куклы;
- сортеры;
- набор посуды из небьющихся материалов.
Таблица самых полезных игрушек для мальчиков и девочек для раннего развития
В современном обществе бытует мнение, что чем больше игрушек, тем сильнее родители любят своего малыша. Это не всегда так. Конечно, можно завалить кроху разными вещами, но это не заменит родительского общения и внимания. В первую очередь, детям нужна ласка и забота мамы и других членов семьи. Игрушки – лишь дополнительный бонус, обеспечивающий комфортное и интересное времяпровождение.
Потребности и предпочтения мальчиков и девочек мало чем отличаются в возрасте от рождения и до года. Они еще не идентифицируют себя по половому признаку, а их интересы совпадают.
Поэтому им можно приобретать одни и те же вещи, разве что разных цветов (хотя эта разница принципиально только для родителей).
В таблице ниже приведены наиболее популярные изделия для развития, которые подойдут любому ребенку.
0 – 3 |
|
Такие приспособления помогают забавить кроху на некоторое время, пока мама отлучилась. Также они могут успокоить ребенка, если он плачет. |
3 – 6 |
|
Задача этих вещей – помочь крохе в его дальнейшем развитии, облегчить процесс прорезывания зубов, способствовать формированию слуховых и зрительных ощущений. |
6 – 9 |
|
Такие вещи способствуют совершенствованию способностей и навыков ребенка, стимулируют его двигательную активность. |
9 – 12 |
|
Вещи в таком возрасте представляют для малыша интерес, если их можно применить неожиданным образом. В это время кроха является исследователем и испытателем. Игровые приспособления помогают ему установить причинно-следственные связи. |
Какие основные требования к игрушкам и как за ними ухаживать?
Казалось бы, что выбрать игрушку малышу просто. Главное учесть его возраст и половую принадлежность. Но этого недостаточно. При выборе детских вещей следует обратить внимание на такие критерии:
- Натуральность материалов, из которых они изготовлены.
- Качество. Если изделие имеет надколы, неровные швы и прочие недочеты – это свидетельство низкого качества. Лучше приобрести 1-2 дорогие вещи известных производителей, чем 100 китайских подделок.
- Безопасность.
В составе вещи не должно быть вредных веществ (красителей, тяжелых металлов и прочего).
- Отсутствие острых углов и других опасных качеств.
- Музыкальные игрушки не должны издавать резкие и громкие звуки.
- Натуральность цветового оформления. Кричащие цвета раздражают кроху, угнетающе или возбуждающе действуют на его психику. А розовые слоны или фиолетовые медвежата – это вообще табу.
- Узнаваемость. Детям следует приобретать предметы, которые можно идентифицировать (слоник, собачка, котик, кукла).
Также очень важно правильно ухаживать за изделиями, поскольку они постоянно контактируют с ребенком. Уход зависит от материала, из которого изготовлена вещь:
- Изделия из резины или пластика следует раз в неделю мыть в мыльной воде. Вещи, которые побывали на улице, моют по приходу домой.
- Мягкие игрушки, приспособления из текстиля (книжки, коврики, куклы) являются пылесборниками. Поэтому их не должно быть много. Такие вещи следует стирать в машинке или очищать при помощи пылесоса.
Некоторые мамы рекомендуют их на несколько часов помещать в морозильную камеру.
- Дерево. Вещи из дерева также необходимо мыть регулярно. Главное – не оставлять их в воде надолго.
- Изделия, работающие на батарейках. Перед очисткой из них нужно вынуть батарейки. После обрабатывать в соответствии от того, из какого материала они сделаны – пластиковые мыть, мягкие – пылесосить.
Наиболее популярные вопросы
Можно ли детям в таком возрасте мягкие игрушки?Мягкие игрушки способны в большом количестве собирать и впитывать пыль. Поэтому малышу такие вещи покупать в большом количестве не стоит. Можно приобрести 2-3 качественных изделия и регулярно их стирать или пылесосить.
Когда новорожденный ребенок может сфокусировать взгляд на игрушке?В первое время после рождения малыш обладает дальнозоркостью, а его зрительные органы еще не достаточно сформированы. Сфокусировать взгляд на определенном предмете ребенок сможет только в 3-6 недель.
Игрушки для крохи – важная часть развития сенсорного, слухового и тактильного восприятия.
Выбирать их нужно с учетом возраста, а также индивидуальных особенностей ребенка. При этом предпочтение следует отдавать качественным вещам проверенных производителей.
Источник: https://kaknazvat.com/deti/igrushki-dlya-detej-do-goda/