Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

[artlabel id=»105255″]

Главная › 3-7 › Гиперактивность у ребенка: 5 эффективных упражнений от детского психолога

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

pixabay.com

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма.

Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу.

Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

5 правил общения с гиперативным ребенком: советы психолога

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

pixabay.com

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.

? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Fotolia

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.

Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома.

Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Пример:

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

pixabay.com

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

Очень активный ребенок: это гиперактивность? Как научить ребенка делиться: советы психолога

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/giperaktivnost-u-rebenka-5-effektivnyh-uprazhnenij-ot-detskogo-psihologa/

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

МБОУ «Московская средняя общеобразовательная школа» Усть-Абаканского района
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
«В гостях у трех Поросят»
  • Шрамова Юлия Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
  • Цель занятия: улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.
  • Задачи:
  • сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;
  • развить основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность.

Здравствуйте ребята!

Упражнение «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок — здороваемся за руку, два хлопка — здороваемся плечиками, три хлопка — здороваемся спинками.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям известной всем сказки. А кто же эти герои, и в какую сказку мы пойдем, узнаем, выполнив задание.

Корректурная проба. Приложение 1.

Предлагаются бланки с изображением поросят. Задание: подчеркни (сосчитай) веселых поросят.

Как вы уже, наверное, догадались герои этой сказки – веселые поросята из сказки «Три поросенка».

Приложение 2. Каждому ребенку дается раскраска с изображением трех поросят и дается задание: В перерывах между упражнениями слушать сказку и закрашивать раскраску. Делать это нужно аккуратно, не спеша. В конце занятия устраивается выставка.

Итак, жили-были на свете три поросенка. Три брата.

Глазодвигательные упражнения.1) Написать глазами цифру 3 (три поросенка, три брата);Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. 2) Нарисовать глазами пружинки, как хвостики у поросят;

Даже имена у них были похожи. Одного из поросят звалиНиф-Ниф.

Тренировка способности к внутреннему плану действий. А чтобы узнать, как звали его братьев нужно поменять в слове «Ниф» букву «И» на букву «А», поменять в слове «Наф» букву «А» на букву «У».

Да, молодцы! Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Упражнение «Загораем». Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что и вы загораете на солнышке.

Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим… Держим… Напрягаем…Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

  1. Ноги не напряжены, расслаблены.
  2. Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом. — Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. У меня замерзли ушки и пятачок. И стал их тереть вот так:

Самомассаж

«Веселые пятачки» — потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

«Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжелые камни.

Но холода все же заставили поросят строить домики. Ниф-Ниф смастерил дом из соломы, Нуф-Нуф – из прутьев, а самый умный и трудолюбивый Наф-Наф – каменный дом. Внимательно посмотри на рисунок (Приложение 3.Упражнение «Запутанные дорожки») и угадай, кто в каком домике живет, и кто из них Наф-Наф, кто Нуф-Нуф, а кто Ниф-Ниф.

Закончив свою работу, поросята решили отдохнуть. Давайте и мы присоединимся к ним.

Релаксация «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Психолог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно —

  • Расслабление приятно!

Но недолго им пришлось нежиться и бездельничать — вдруг они увидели настоящего живого волка! Никогда еще не приходилось им так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. Но волк не хотел сдаваться! «Сейчас же отопри дверь! — прорычал опять волк.

— А не то я так дуну, что весь твой дом разлетится!» Тогда волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!». С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись. Волк еще раз глубоко вздохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у! Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.

Вот так:

Дыхательное упражнение «Волк дует на домик поросенка». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук, похожий на ветер.

Домик рассыпался на части. Та же история произошла и с домиком Нуф-Нуфа. Только дом Наф-Нафа устоял перед натиском злого волка. С тех пор братья стали дружно жить вместе под одной крышей. Вот и все, что мы знаем про трех маленьких поросят – Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

Рефлексия.

Вы помните, с каким настроением отправлялись в путешествие? Чтобы сохранить чувство радости и веселья предлагаю спеть песенку трех поросят.

  1. Хоть полсвета обойдешь,
  2. Обойдешь, обойдешь,
  3. Лучше нас ты не найдешь, не найдешь!
  4. Использованная литература
  1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006

  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа- Пресс, 2001.

  3. Кучма В.Р., Платонова А.Г.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М.:, 1997.

  4. Ломтева Т.И., Семенова О.А. Коррекционные игры для гиперактивных детей. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

  5. Михалков С.В.Три поросенка. – М.: Издательство «Детская литература», 1981.

  6. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1999.

Читайте также:  Как уменьшить или остановить обильные месячные, что можно сделать в домашних условиях, чтобы прекратить менструацию?

Приложение 1.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Приложение 2.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Приложение 3

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методический комментарий к работе

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

В ходе составления занятия учитывалось такое характерное свойство умственной деятельности детей с СДВГ, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны ,их необходимо чередовать с периодами отдыха.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны.

Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами:

Двигательная коррекция. Дыхательные упражнения и самомассаж, глазодвигательные упражнения.

Целью специального психомоторного воспитания является улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д

Релаксация. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя.

Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий — выполнение корректурного задания (раскрашивания) и прослушивание сказки и т.п.).

«Запутанные дорожки». Упражнение способствует развитию устойчивости внимания.

Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных «ляпов»). Основной тип упражнений — корректурные задания. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и «сидячие» игры.

  • Таким образом, использованные в нашей коррекционной работе игры подобраны в следующих направлениях:- игры на развитие внимания;- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
  • — игры, способствующие закреплению умения общаться.
  • 9

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-s-sindromom-diefitsita-vnimaniia-i-ghipieraktivnost-iu

ᐉ СДВГ игры для детей дошкольного и школьного возраста

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется в повышенной возбудимости ребенка, его неспособности сконцентрироваться надолго на одном объекте и малой усидчивости.

Мамы таких деток могут заметить, что они пропускают все мимо ушей, постоянно ерзают на месте и норовят прекратить деятельность, если она монотонна. Чтобы снизить проявление симптоматики, и приучить малыша контролировать свое поведение, существуют игры для детей с СДВГ.

Они работают за счет тренировки тех психических процессов, которые при синдроме очень слабо развиты.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

Для такого ребенка очень важно чувствовать любовь и заботу родителей. Не стоит акцентировать внимание, что у вашего чада есть какие-либо отклонения в поведении. Лучше окружите его теплом, будьте максимально деликатными.

По сути, относиться к гиперактивному ребенку нужно, как и к обычному, но при этом стараться скорректировать и направить в правильное русло особенности его поведения и психики.

Помните, синдром – это не результат плохого воспитания, избалованности или дурного характера. Это чисто нейрофизиологическая и психическая проблема. А значит, решить ее наказаниями, авторитарным давлением и криками не получится. Плюс, окрики, наказания и т.д, могут только усугубить существующую проблему. Поэтому, стоит:

  • меньше обращать внимание на проступки, и акцентировать внимание на достижениях;
  • при использовании игр для борьбы с СДВГ, давать четкие, короткие и понятные инструкции;
  • задействовать тактильные поощрения (поглаживания по плечу, похлопывания по спине и т.д);
  • использовать гибкую систему как поощрений, так и наказаний.

Естественные ритмы

Педагогу, работающему с таким ребенком, нужно проявлять максимальное хладнокровие, так как именно оно дает преимущество. Не нужно заставлять заниматься часами без перерывов. Это все равно не даст результатов. Лучше чередовать нагрузки с отдыхом, устраивая физкультминутки.

Можно сделать выполнение упражнений более комфортным, подстраиваясь под естественный ритм организма гиперактивного малыша, и тем самым адаптировать его к выполнению поставленных задач по инструкциям и точно в сроки.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Отдых

Не стоит допускать переутомление во время урока или проведения развивающих занятий. Давайте отдохнуть, расслабиться и переключиться на другую деятельность. В противном случае, малыш просто потеряет интерес к работе, а то и вовсе будет воспринимать ее как наказание или нечто, сдерживающее его от привычного ритма.

Чувство успеха

Занятие психолога и логопеда с гиперактивным ребенком должно сформировать чувство успеха. Поэтому, нужно немного снизить требования к аккуратности выполнения поставленных задач, делая акцент на их положительном результате.

В какие игры можно играть с гиперактивным ребенком

Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.

« Лови – не лови»

Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.

«Давай поздороваемся»

Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:

  • 1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;
  • 2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;
  • 3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.

Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Волшебный клубочек»

Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи.

И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва.

Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.

«Зверек»

Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации.

Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней.

  Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.

«Упражнения за партой»

Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.

Статья в тему: Ребенок с СДВГ в школе — советы учителям

Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.
Я отдала ребенка в группу подготовки к школе.  В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.
Катя.
Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.
Алла.
Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.
Валентина.
Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.
Марина.
Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru,  www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Вывод

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного излечения дефицита внимания ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Читайте также:  Рейтинг лучших детских колясок 2 в 1: топ-10 самых популярных и удобных моделей "трансформеров"

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Источник: https://autizmy-net.ru/igryi-dlya-detey-s-sdvg/

Игры для детей с СДВГ. Тренировки функций, нарушенных вследствие СДВГ — Лидия Панькова

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционой методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развития, задержками развития, детей с СДВГ.

Каковы дефицитарные функции гиперактивных детей? Это низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры.

Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели.

Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания.

В подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми.

В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть.

Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

Невозможность постановки комплексной задачи

Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу.

Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.

Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно.

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.

Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Запрещенное движение» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять»-.

Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Личный подвиг»

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание — подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

Тренировка сразу двух функций

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.

Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Слалом-гигант» Развитие внимания и контроль двигательной активности

Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Скамья запасных»

Контроль импульсов и двигательной активности.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

«Скалолазы»

Концентрация внимания, контроль импульсивных движений

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Игры для детей с агрессивным поведением

Есть довольно много подвижных игр, в которые можно играть с агрессивными детьми. Чем же эти игры могут помочь агрессивным детям?

Специальные подвижные игры могут помочь ребенку снимать вербальную агрессию, выплескивать гнев в приемлемой форме. Гиперактивный агрессивный ребенок может научиться направлять свою невербальную агрессию в нужное русло.

Некоторые игры учат агрессивного ребенка считаться с другими людьми, оказывать поддержку другому ребенку, сопереживать, а также учат эффективным способам общения.

В играх агрессивный ребенок может снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, негативное настроение и восстановить свои силы.

Очень хорошим ресурсом, содержащим описание подвижных игр для агрессивных детей, является книга Лютовой Е.К., Мониной Г.Б «Шпаргалка для взрослых».

Постепенное вовлечение в игру

Гиперактивные дети не слишком уверены в своих силах, но они хотят учавствовать во всех играх и мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается легче всего, потом все остальное.

В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в конечном итоге переходить к коллективным играм.

Компьютерные игры

Синдромальный подход

Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога/педагога произвольная деятельность. Эта деятельность, конечно же, подбирается с учетом предпочтений конкретного ребенка.

В результате этой деятельности возникает постпроизвольное внимание.

Постпроизвольное внимание-это когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно и он уже поддерживает уровень активного внимания без напряжения.

Читайте также:  Можно ли кушать бруснику при грудном вскармливании: ягоды и морс в рационе кормящей мамы

Компьютерные игры

Именно на поспроизвольном внимании формируется увлечение гиперактивных детей компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон.

  • ограниченное пространство дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок может утомиться быстрее, чем любой другой, но не отвлечься.
  • компьютерные игры и упражнения-это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональным характеристикам гиперактивного ребенка.
  • в случае неудачи, ребенок может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше.
  • компьютер — это очень визуально и наглядно, что дает возможность гиперактивному ребенку лучше усваивать любой материал.

Если ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития его дефицитарных функций.

Настольные игры

Существует очень много хороших настольных игр, которые можно использовать для развития ребенка с СДВГ.

Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности.

Подобрать такие настольные игры, которые могли бы заинтересовать гиперактивного ребенка — не такая простая задача. Тем не менее, родителям очень желательно делать усилия в этом направлении.

Прежде всего, правила и условия настольных игр совершенно четкие, не размытые и не вызывающие разночтений. Как следствие, для ребенка это очень хорошая возможность тренировки внимания. Поскольку ходы в такой игре делаются по очереди, гиперактивный ребенок учится ждать и контролировать свои импульсы

Настольные игры полезны гиперактивному ребенку во многих отношениях. Они, например, учат такого ребенка следовать определенным правилам и развивают способность к продуктивной целенаправленной деятельности.

Игры за партами

Есть также такие разновидности «сидячих игр», как игры за партами. Такие игры призваны снять мышечное напряжение, переключить внимание ребенка, дать возможность отдохнуть от трудной интеллектуальной деятельности.

Педагоги могут успешно использовать пальчиковые игры. Эти игры приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях.

Чтобы игра за партой не превратилась в постоянное развлечение для учащихся, учитель четко формулирует правило начинать и заканчивать игру по определенному сигналу.

Для гиперактивного ребенка подобные игры — это очень хорошая разрядка во время урока. После таких физкультурных минуток и разминающих игр, он снова готов сосредотачиваться и выполнять учебные задания.

«Морские волны» (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д.

Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

«Ловим комаров» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно.

Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают.

А теперь — снова за работу!»

Считается, что игры подходят только детям младшего возраста. Это совершенно не так . Через игры и с помощью игр более старшие школьники и взрослые, имеющие сложности концентрации внимания и контроля импульсивности, могу совершенствовать эти качества.

Когда дело касается игры, возраст не является ограничением. Игры развивают многие психологические и личные качества. Нужно только иметь четкое представление о том, какие именно качества нуждаются в развитии.

Источник: https://l-pankova.ru/igry-dlya-detej-s-sdvg-trenirovki-funkcij-narushennyx-vsledstvie-sdvg/

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Коррекционные игры — упражнения

Упражнения для развития памяти

Игра «Повтори за мной»

Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

  • Игра «Запомни движение»

  • Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке
  • Игра, «В магазине зеркал»

В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же.

Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой.

Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок — обезьянка, остальные — зеркала).

Игра «Разведчики»

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

Развитие умения быстро сосредотачиваться

Игра «Что слышно»

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.

Преодоление двигательного автоматизма

Игра «Флажок»

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

«Запретный номер»

Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

Развитие внимания

Игра «Карлики и великаны»

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Игра «Замри»

По сигналу ведущего все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто шевелится, проигрывает: его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Игра «Повторяй за мной»

Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

  1. Подвижные игры для детей

  2. Игра «Поссорились два петушка»

  3. Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движения¬ми плеч вперед.
  4. Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом. Первый из них — «иголка» — бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Успокоение возбужденных детей

Игра «Слушай команду»

Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Игра «Смотри на руки!»

Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения.

  • Программа построена в форме психотренинга, цель которого — развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.
  • Цели: обучать умению слушать и слышать другого.
  • Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
  • Развивать способность делиться своими переживаниями.
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
  • Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
  • Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
  • Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
  • Развитие чувства мы, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
  • Стратегии и методы достижения цели:
  • Используются методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.

Словесные, подвижные и релаксационные упражнения. Рисование. Проигрывание психогимнастических упражнений. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами, словесными, творческими, физическими.

Анализ и инсценировка различных психологических этюдов. Игровые упражнения позволяют участникам привыкнуть друг к другу, адаптироваться в новой среде.

Результаты реализации программы:

Дети познакомились с разными способами общения, научились взаимодействовать и понимать настроение другого. Сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

  1. Понимать и описывать свои желания и чувства, сравнивать эмоции.
  2. Контролировать свои эмоциональные реакции.
  3. Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.
  4. Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития. Занятия рассчитаны на старших дошкольников, проводятся раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20-30 минут. Тренинг рассчитан на 7 занятий.

Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.

Источник: https://idisi.ru/repair/korrekcionnye-igry-uprazhneniya-i-zanyatiya-dlya-giperaktivnyh-detei-doshkolnogo.html

Ссылка на основную публикацию