Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми.

Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям.

Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника).

Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции.

Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично.

Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна.

Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды.

В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.
Читайте также:  Инструкция по применению суспензии "азитрокс" для детей и аналоги антибиотика

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/detskie-strahi

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста Детские страхи виды причины

Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх
– это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно.

Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка.

Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике.

Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную.

Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Беспокойство, страх и фобия
– это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку.

Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет.

Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало.

Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны.

Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе.

Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия
.
Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище.

Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье
.
Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни
.
Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно.

Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет.

Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз
.
Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет:
проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет:
примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет:
узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет:
вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет
: пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет:
как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет:
задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет:
не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет:
ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет:
не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

Небольшой совет:
если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви.

Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас.

Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним»
, прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам
.

Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку.

Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма.

Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи
.
Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи
.
Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи
.
Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют
. Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого.

Читайте также:  Какие показатели базальной температуры считаются нормальными перед месячными?

Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты).

Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся:
того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка.

Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть.

Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха.
Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей.

Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью.

Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют
. Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями.

При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я»
, но и «мы»
. Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение.

Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся
. Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха.
Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку.

Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно.

Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю»
— ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют.
В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся.
В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня.

Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться.

Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха.
Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова.

Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами.

Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют
. Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся.

Источник: https://www.medicont.ru/the-ear-treatment/detskie-strahi-i-sposoby-ih-korrekcii-u-detei-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo.html

39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция

Характеристика:

Страх — это реакция человека на
действительную или мнимую (но переживаемую
как действительность) опасность.

Страх — это привычное чувство. Испытав
его однажды в какой-то травмирующей
ситуации, мы будем испытывать его в
аналогичной ситуации снова и снова.

Страх появляется с опытом. Нас пугает
то, что когда-то потревожило нашу душу
и сознание. Редко кто боится тех предметов
и ситуаций, в которых реально никогда
не оказывался, или хотя бы не видел или
не читал об этом.

Страхи появляются
вместе с познавательной деятельностью,
когда ребенок растет и постепенно
начинает познавать окружающий мир. Он
развивается в социуме, и ведущую роль
в воспитании играют взрослые.

Поэтому
от того, насколько грамотны будут наши
слова и поведение, зависит психическое
здоровье ребенка.

По мнению Захарова ,у девочек не только
больше страхов, чем у мальчиков, но и их
страхи у более прочно связаны с
формирующейся структурой личности, и,
прежде всего, с ее эмоциональной сферой.

Как у девочек, так и у мальчиков
интенсивность связей между страхами
наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда
страхи «цепляются друг за друга»
и составляют единую психологическую
структуру беспокойства. Можно предполагать,
что страхи в данном возрасте связаны с интенсивным развитием эмоциональной
сферы личности.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет,
при уменьшении интенсивности связей
между страхами. Начиная с 5 лет на первый
план выходит интеллектуальное развитие,
в первую очередь мышление. Страх при
этом более сложно психологически
мотивирован.

Насколько будет выражен тот или иной
страх и будет ли он выражен вообще,
зависит от индивидуальных особенностей
психического развития и конкретных
социальных условии, в которых происходит
формирование личности ребенка.

Причины:

Ребенок боится всего нового и неизвестного,
одушевляет предметы и сказочные
персонажи, опасается незнакомых животных
и верит, что он и его родители будут жить
вечно. У детей все реально, следовательно,
их страхи так же носят реальный характер.

1) Конкретный случай, напугавший ребенка

2) Особенности характера ребенка
(закреплению страхов способствуют такие
черты, как тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
чрезмерная зависимость от других людей
(родителей, воспитателей, учителей),
физическая и психическая незрелость,
болезненность)

3) Запугивающее воспитание («быстро
спать, а то сейчас баба-яга заберет!»,
«Не убегай, а то дядя тебя посадит в
мешок и унесет с собой!», «деток, которые
плохо едят, забирает медведь в темный
лес!»)

  • 4) Излишняя родительская опека: «Туда
    не ходи, там опасно», «Этого не трогай,
    порежешься» (внушенные страхи, ребенку
    передается повышенная тревожность
    родителей)
  • 5) Суровые наказания или угрозы,
    авторитарное воспитание
  • 6) Ссоры между родителями
  • 7) Детские фантазии (часто их провоцируют
    страшные сказки, фильмы, мультфильмы,
    книги со страшными сюжетами, услышанные
    взрослые разговоры, компьютерные игры)

Первая причина напрямую связана со
второй и третьей — потому что не у всех
детей травмирующий конкретный случай
превращается в страх.

Во многом это
зависит от особенностей характера
малыша (тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
зависимость от других людей и т.д.

) А эти
черты характера могут возникнуть, если
родители сами запугивают ребенка: «Не
будешь спать — заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших
детей бояться. Какое-то неосторожное
слово может навсегда отложиться в памяти
ребенка и привести к непоправимым
последствиям, когда он будет бояться
уже на бессознательном уровне. Причиной
детских страхов могут быть многочисленные
запреты со стороны родителей и
воспитателей, а так же гнев и угрозы
взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные — это внушенные
страхи. Их источник — взрослые, окружающие
малыша (родители, бабушки, воспитатели),
которые непроизвольно, иногда слишком
эмоционально, предупреждают ребенка
об опасности, часто даже не обратив
внимания на то, что его напугало больше:
сама ситуация или реакция на нее
взрослого.

В результате ребенок
воспринимает только вторую часть фраз:
«Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься»,
«Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не
ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно
чувствует тревогу, и естественно, что
у него возникает реакция страха, который
может закрепиться и распространиться
на исходные ситуации. Такие страхи могут
зафиксироваться на всю жизнь.

Конечно,
когда ребенок вырастет, страх притупится,
но не исчезнет!

Детская фантазия — одна из наиболее
частых причин страха. Ребенок — существо
эмоциональное. Нередко он сам придумывает
себе предмет страха. Но каждый ребенок
по-разному реагирует на такие фантазии.
Кто-то пофантазирует, немножко побоится
(кто из нас не прятался в детстве под
одеялом?), а потом забудет и успокоится.
А у кого-то эти фантазии могут привести
к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за
конфликты родителей и боится оказаться
их причиной. Заслуживает внимание
обнаружение у детей-дошкольников из
конфликтных семей более частых страхов
перед животными (у девочек), стихией,
заболеванием, заражением и смертью, а
также страхов кошмарных снов и родителей
(у мальчиков).

Также очень часто причиной
страха у ребенка могут быть взаимоотношения
со сверстниками. Если детский коллектив
не принимает ребенка, обижает его, и
малыш не хочет идти в садик, вполне
вероятно, что он боится быть униженным,
отверженым. Так же причиной может быть
распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может
запугивать малыша разными историями,
«внушать» свой страх.

Читайте также:  Что показывает ээг головного мозга у ребенка: нормы, расшифровка результатов и нарушения на энцефалограмме

У детей, живущих в отдельных квартирах,
страхи встречаются чаще, чем у детей из
коммунальных квартир, особенно у девочек.
В коммунальной квартире много взрослых,
больше сверстников, возможностей для
совместных игр и меньше страхов.

Так, мальчики и девочки боятся чаще,
если считают главной в семье мать, а не
отца. Работающая и доминирующая в семье
мать часто беспокойна и раздражительна
в отношениях с детьми, чем и вызываются
ответные реакции беспокойства.

Беспокойство у эмоционально чувствительных
детей 5-7 лет возникает и вследствие
стремления некоторых матерей как можно
раньше выйти на работу, где сосредоточена
основная часть их интересов. Они рано
отдают детей в дошкольные детские
учреждения, на попечение бабушек,
дедушек, других родственников, нянь и
недостаточно учитывают их эмоциональные
запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством
долга, бескомпромиссные матери излишне
требовательно и формально поступают с
детьми, которые вечно не устраивают их
в отношении пола, темперамента или
характера.

Возраст родителей также имеет немаловажное
значение для возникновения страхов у
детей.

Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных
родителей дети менее склонны к проявлениям
беспокойства и тревоги.

У «пожилых»
родителей (после 30 и особенно после 35
лет) дети более беспокойны, что отражает
преимущественно тревожность матери,
поздно вышедшей замуж и долго не имевшей
детей.

  1. Виды страхов.
  2. Некоторые страхи сопровождают определенный
    возрастной период.
  3. У детей до года они выражаются в
    беспокойстве при громких звуках, а также
    связанные с отсутствием матери или с
    ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний,
боли (например, у врача), одиночества и
особенно темноты. Эти страхи типичны и
нормальны для ребенка этого возраста.

В 3-4 года появляются страхи, связанные
с развитием фантазии ребенка. Малыш
может сам придумать какое то чудовище
и потом долго его бояться, думая, что
оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх
смерти, своей или своих близких. Ребенок
уже знает, что человек может умереть,
поэтому многие обычные бытовые или
природные ситуации (гром, гроза и т.п.)
могут вызывать панику.

Диагностика:

Методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой
и А.И.Захарова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.) у
детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь
детям в преодолении страхов, необходимо
выяснить, весь спектр страхов и каким
конкретно страхам они подвержены.

Взрослый рисует контурно два дома (на
одном или на двух листах) : черный и
красный. И потом предлагает расселить
в домики страхи из списка (взрослые
называет по очереди страхи). Записывать
в чёрный дом нужно те страхи, которые
ребёнок признал ,как страшные, в красный
– не страшные.

Список зачитываемых страхов:

Ты боишься:

1.когда остаешься один; 2. нападения; 3.
заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того,
что умрут твои родители; 6. каких-то
детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы
Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея
Горыныча, чудовища.

(к этому списку
добавляются страхи невидимок, скелетов,
Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа
этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей); 11. перед тем как
заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак,
пауков, змей (страхи животных); 15.

машин,
поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии); 17. когда очень высоко
(страх высоты); 18. когда очень глубоко
(страх глубины); 19. в тесной маленькой
комнате, помещении, туалете, переполненном
автобусе, метро (страх замкнутого
пространства); 20.

воды; 21. огня; 22.
пожара; 23. войны; 24. больших улиц,
площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26.
крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28.
боли (когда больно); 29. неожиданных,
резких звуков, когда что-то внезапно
упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом); 30.

сделать что-либо не так,
неправильно (плохо — у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу);.

  • Все перечисленные здесь страхи можно
    разделить на несколько групп:
  • — медицинские страхи: боль, уколы,
    врачи, болезни;
  • — страхи, связанные с причинением
    физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • — страх смерти (своей);
  • — боязнь животных ;
  • — страхи сказочных персонажей;
  • — страх темноты и кошмарных снов;
  • — социально-опосредованные страхи —
    людей, детей, наказаний, опозданий,
    одиночества;
  • — пространственные страхи — высоты,
    глубины, замкнутых пространст

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние
ребёнка по цветовому выбору, согласно
Максу Люшеру . Исследования Макса Люшера
показали, что четырем цветам соответствуют
четыре типа ощущения себя.

Человеку,
предпочитающему синий цвет, свойственна
удовлетворенность жизнью, тому, кто
выбирает красный, — жизнерадостность,
активность, зеленый — серьезное отношение
к жизни, стабильность, светло-желтый —
веселость, открытость.

Кроме того,
«синие» стремятся к единству, нуждаются
в согласии, «красные» стремятся к успеху,
возможности воздействовать на окружающее.
Те, кто предпочитает зеленый, стремятся
к безопасности и стабильности (власть,
знания, компетентность). «Желтые»
настроены на изменения, им нужна свобода,
для того чтобы надеяться на лучшее.

В
рамки этих четырех цветов вписывается
и время. Спокойному синему соответствует
протяженность во времени, оранжево-красному
— настоящее, зеленому — текущее мгновение
«здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно
обратить внимание на цветовой ряд. Выбор
в первую очередь коричневого, серого,
чёрного цветов указывает на состояние
выраженного стресса. Это может быть
объективно сверх сложная ситуация или
невротическая реакция на жизненные
трудности. Чувства выделяют явления,
имеющие стабильную мотивационную
значимость.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
применяется с целью выявления тревожного
ребенка в группе сверстников; Методика
«Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и
В.К. Лосевой позволяет отследить
эмоциональные проблемы и трудности
взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть
его субъективную оценку о его месте в
семье и отношениях с другими членами
семьи.

Коррекция:

Если родители видят, что страх не
причиняет ребенку особого беспокойства,
можно попробовать справиться своими
силами. Существует много методов для
выявления страхов.

1) Для начала нужно поговорить с ребенком.
Нужно осторожно и доброжелательно
выяснить, чего именно ребенок боится.

2) Реакция родителей на наличие страха
должна быть спокойной. Нельзя оставаться
равнодушным, но и сильное беспокойство,
отрицательный эмоциональный фон могут
привести к усилению проблемы.

3) Чем больше ребенок будет говорить о
страхе, тем быстрее он сможет от него
избавиться.

4) Поделитесь с ребенком своим опытом,
расскажите о том, чего вы боялись в
детстве и почему, и обязательно о том,
как вы перестали бояться.

5) Очень хороший метод — это сочинить
вместе с ребенком сказку или рассказ
на тему его страха. Конец истории должен
быть обязательно о том, как герой
побеждает страх.

6) Нарисовать страх — это самый
распространенный и действенный метод
борьбы с ним. А после того как ребенок
нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и
обязательно объяснить малышу, что страха
больше не существует, что вы его сожгли,
и он больше никогда не побеспокоит его.

7) Для борьбы со страхами можно также
использовать игру или инсценировки.
Это лучше делать в группе детей. Поэтому
родители самостоятельно не могут
воспользоваться этим методом, и должны
действовать совместно со
специалистом-психологом, проводящим
групповую терапию.

8) Общение ребенка со сверстниками, у
которых тоже есть страхи, само по себе
является отличным методом коррекции
невроза страха. Ребенок будет ощущать
моральную поддержку, новые знакомства
помогут ему отвлечься от своих мыслей
(те самые рассказы после отбоя в пионерских
лагерях — отличный пример, прообраз
тематических форумов будущего).

Рисование.На занятиях ребёнок
должен рисовать самостоятельно, без
помощи взрослых. Весьма непросто начать
рисовать страхи. Нередко проходит
несколько дней, пока ребенок решится
приступить к выполнению задания. Так
преодолевается внутренний психологический
барьер — страх страха.

Проявляющийся при рисовании интерес
постепенно гасит эмоцию страха, заменяя
ее волевым сосредоточением и удовлетворением
от выполненного задания. Незримую
поддержку оказывает и сам факт участия
психолога, давшего это задание, которому
можно затем доверить свои рисунки и тем
самым как бы освободиться от изображенных
на них страхов.

Методику коррекции А.Л. Венгера
«Уничтожение страха». Эту методику
психолог применяет в присутствии
кого-либо из родителей, который
впоследствии будет при необходимости
напоминать ребенку о показанном ему
способе преодоления страха.

Проведение методики включает пять
этапов: предварительную беседу, создание
изображения, уничтожение изображения,
рациональное объяснение ребенку смысла
показанного приема и релаксацию
(последний этап повышает действенность
методики, но не является обязательным).
Проведение каждого из этапов варьируется
в соответствии с возрастом ребенка, его
психическим складом, состоянием,
отношением к заданию и т. п.

Фантазирование.Не у всех детей
страхи выражены конкретно. Бывают
случаи, когда у ребенка превалирует
неопределенность, необъяснимая
тревожность и подавленность эмоций. В
таких случаях невротичного ребенка мы
просили закрыть глаза и пофантазировать
на тему «Как я представляю свой страх».
Не только представить, как он выглядит
и его размер, но и чем он пахнет, каков
страх на ощупь.

Ребенку предлагали
побыть этим страхом и рассказать от его
имени о своих ощущениях, зачем данный
страх пугает людей. Ребенок от имени
страха рассказывает самому себе, кто
он, как от него избавиться.

Во время
диалогов следим за сменой интонации
ребенка, ведь именно здесь могут
промелькнуть важные воспоминания,
касающиеся его основных внутренних
проблем, с которыми в дальнейшем
необходимо работать.

На групповых занятиях применяли метод
релаксации для снятия мышечного
напряжения, игры на телесный контакт .

Выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни
ребёнка, с одной стороны, он может уберечь
от необдуманных и рискованных поступков.
С другой – положительные и устойчивые
страхи препятствуют развитию личности
ребёнка, сковывают творческую энергию,
способствуют формированию неуверенности
и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие
ребенка и появление различных эмоциональных
нарушений, психологических проблем
связано с рядом неблагоприятных событий,
произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде
всего, в воспитании таких качеств, как
оптимизм, уверенность в себе,
самостоятельность. Ребенок должен знать
то, что ему положено знать по возрасту,
о реальных опасностях и угрозах, и
относиться к этому адекватно. Существующие
способы снижения и контроля страха
основываются, прежде

всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется
посредством игротерапии, сказкотерапии,
арттерапии, куклотерапии, психоэлевации,
индивидуально-групповых занятий,
улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных
целях. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и
мечтам, перестраивает свои отношения
в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы
с детскими страхами обусловлена тем,
что сам по себе страх способен оказывать
патогенное влияние на развитие различных
сфер личности ребёнка.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:16/

Ссылка на основную публикацию