Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Ребенок уже с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон.

Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление.

Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Что такое сенсорика?

Сенсорика — это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста.

Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире.

Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Занимаясь сенсорным развитием детей 2-3 лет, нужно использовать многочисленные дидактические игры. Несмотря на то что их сейчас достаточно много в продаже, воспитатели в детских садах продолжают делать наглядные пособия своими руками, придумывая или подбирая нужный материал по теме занятия. При этом используется подручный и бросовый материал.

Диагностика по эталонам

Когда малыш приходит первый раз в группу раннего возраста, воспитатель проводит диагностику сенсорного развития детей 2-3 лет. Делается это в виде игры, используются эталоны. Например, различает ли малыш предметы по величине, проверяют с помощью простой пирамидки. Например, ребенок должен сложить по порядку возрастания или убывания величины все кольца.

Цвета проверяют по образцам. Например, на палочке прикреплены ленточки разных цветов, в форме султанчика. По очереди показывая ленту, воспитатель спрашивает цвета. Также собирая пирамидку, ребенок проговаривает названия цветов.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Умения различать форму предметов проверяют обычными вкладышами Монтессори. В отверстия вставляются детали такой же формы. Таких игр продается очень много. Система Монтессори очень популярна во многих странах мира. Существуют даже детские сады, где обучение проводится только в такой форме.

Требования программы

В группах раннего возраста по программе сенсорного развития детей 2-3 лет предусмотрена работа с основными направлениями: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве.

Существует в расписании отдельное занятие по сенсорному воспитанию, но в течение всей недели воспитатель проводит много игр на привлечение внимания малыша к сенсорным эталонам, умение взаимодействовать с предметами в игре.

Только в ходе ежедневной работы у детей формируются устойчивые представления о свойствах предметов.

Раннее детство — это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящее время для сенсорного развития способностей — это возраст от 2 до 3 лет, после этого уже должны быть четко сформированы определенные эталоны.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Основными задачами сенсорного развития детей 2-3 лет являются всестороннее обогащение чувственного опыта и формирование предпосылок для дальнейшего обучения дошкольников.

Принципы сенсорного воспитания детей

Основной вид деятельности детей в таком возрасте — это предметная игра. В это время ребенок всячески обследует игрушку. Сенсорное воспитание должно придерживаться следующих принципов:

1. Игрушка должна быть новая. У детей в этом возрасте развито непроизвольное внимание, им должно быть интересно, иначе ребенок отвлечется и ему тяжело будет сосредоточиться на предмете.

2. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе игрушка быстро надоест.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

3. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его физиологические и психические возможности.

4. Работа по сенсорному развитию детей 2-3 лет должна проходить постоянно и последовательно, с постепенным усложнением материала.

5. Научность. В мире существует определенная система сенсорных эталонов. Работая с детьми, нужно постепенно подводить их к формированию понятий о свойствах предметов, взаимодействии с ними.

Игры на изучение основных цветов

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет проходит только в игре. Для того чтобы научить детей различать основные цвета, подбирать предметы одного цвета, действовать по образцу, специалисты разработали целый ряд разнообразных игр. Имея фантазию, их можно варьировать и постоянно придумывать новые.

Игра «Найди предмет такого же цвета». На столе раскладываются предметы разных цветов. Это могут быть пробки, игрушки, карандаши, фломастеры, колечки пирамидки и т. д. Ребенку показывают эталон (вырезанный из картона кружок, например, красный), и воспитатель просит найти предметы такого цвета. Для большей занимательности можно дать коробки таких же цветов, куда складываются предметы.

Игра «Надень гному его шапку» Даются разноцветные фигурки «гномов» и шапки таких же цветов. Малыш должен подобрать шапку такого же цвета и надеть ее на голову гному.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Игра «Гаражи». Из картона разных цветов вырезаются контуры машинок и домики. Раскладываются домики на столе, а перед ребенком «ездят» машины. Малыш должен подобрать для каждого автомобиля свой гараж.

Игры на сенсорное развитие детей 2-3 лет можно делать самим, каждый раз придумывая что-то новенькое. Делать это несложно, а малышу каждый раз будет интересно.

Игры на изучение формы предметов

Изучать форму предметов можно с помощью вкладышей Монтессори. Их продается огромное количество видов. Также проводится сенсорное развитие детей 2-3 лет на занятии по аппликации, только без клея.

Игра «Сделай домик». Ребенку дается образец по аппликации. Это квадратный дом с треугольной крышей, прямоугольной трубой и круглыми окошками. Все детали разных цветов. Ребенку дают комплект деталей. Малыш должен сложить на столе такой же домик.

Игра » Найди фигуру» (по системе Монтессори). Даются ребенку фигуры, перед ним лежат квадратные детали с отверстиями такой же формы. Ребенок должен понять, в какое отверстие нужно вставить фигуру.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

При этом малыш может не заучивать, как правильно произносится геометрическая фигура, а называть название предмета.

Игра » Найди нужную тень». Перед ребенком выкладывают листы картона, на которых из черной бумаги вырезаны предметы, например, рыбка, дом, яблоко, самолет, гриб и другие. У ребенка набор картинок с правильным изображением этих предметов, вырезанных по контуру. Малыш ищет такую же форму и прикладывает картинку сверху на «тень».

Игры на изучение величины предметов

Сенсорное развитие детей 2-3 лет включает освоение понятий величины. Для начала это должны быть контрастные величины (большой — маленький), потом можно добавить среднюю по размеру фигуру. Ребенок должен называть предметы так: большой, меньше, самый маленький.

Игра «Три медведя». Перед детьми на столе разложены картинки трех медведей из известной сказки. Малыш должен каждому по размеру подобрать ложку, чашку, тарелку, стул, кровать.

Игра «Назови правильно». Воспитатель дает задание: покажи большое яблоко, найди маленькое солнышко, где среднее по величине яблоко и т. д.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Игра «Подбери аквариум для рыбок». Вырезаются три прямоугольника разной величины. Детям дают три рыбки такого же размера. Большую рыбку нужно приложить к самому большому прямоугольнику, средней и маленькой тоже определить свое место.

Игры на ориентировку в пространстве

В играх дети учатся определять местоположение предметов: вверху, внизу, сзади, спереди. Во время таких занятий развивается речь детей раннего возраста, они учатся правильно употреблять предлоги (на столе, в коробке, под стулом, за машинкой, над листиком и т. д.)

Игра «Что где находится?». На картине изображена, например, елочка. Воспитатель произносит предложения: «Над елкой находится солнышко или летит птичка», «Перед елкой растет гриб», «Рядом цветет ромашка», «На елке есть шишка». Ребенок ищет предмет, названный воспитателем, и рассказывает, где он.

Игра «Где мяч?». Воспитатель меняет расположение мячика, а ребенок называет нужный предлог. Например, мяч под столом, над столом, на столе.

Также сенсорное развитие детей 2-3 лет интересно проводить с конструктором: повторять постройку за образцом воспитателя, строить башню по заданию. Сначала красный кубик, потом зеленый, сверху синяя крыша. Вариаций множество.

Только постоянно играя с детьми, вы сможете развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.

Источник: https://www.syl.ru/article/326079/sensornoe-razvitie-detey—let-osobennosti-trebovaniya-i-zadachi

Игры на сенсорное развитие для детей раннего и дошкольного возраста

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры.

С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни.

Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать.

Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия.

Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.
Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку до 1 года: список полезных развивающих товаров с рождения и от 6 месяцев

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту.

Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию.

Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от  индивидуальных способностей.

Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом.

Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов.

Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали.

Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки.

Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе).

Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

Источник: https://Razvivashka.online/games/igry-na-sensornoe-razvitie

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорикеИгра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника.

В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности.

Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорикеСенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Читайте также:  Какую зелень можно кушать кормящей маме: петрушка, укроп и зеленый лук во время грудного вскармливания

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорикеИгры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех.

Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания.

Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка.

Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно.

Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорикеВ игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки.

Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями.

Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм.

Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше».

Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/igry/igry-dlya-sensornogo-razvitiya-detej-2-3-let

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста

«Загадочные пуговки»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета. 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. Ход игры:    Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. Взялись цвета мы изучать Ну и с чего же нам начать? Есть чудо пуговки у нас Помогут нам они сейчас Мы в руки пуговки возьмём И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета. 

Игровой материал:    Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. Ход игры:    Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. Есть у нас игра одна Очень круглая она Тот кружок наш разделен Четыре цвета включает он И ребята с ним играют Все цвета, там изучают Зеленый, красный Желтый, синий Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. Ход игры:    Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. Радужная арка У нас сияет ярко Вот беда случилась с ней Потеряла часть лучей Лучи ребятки соберут Все в порядок приведут Станет радуга опять Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Читайте также:  Можно ли бить ребенка в целях воспитания, или почему нельзя наказывать детей ремнем: мнение психологов

Игровой материал:    Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. Ход игры:    Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой, Шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать Нужно ленту привязать, Мы в руки ленточки возьмем И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета. Ход игры:    Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. Появилась перед нами Бабочка – красавица. Будем с бабочкой играть, Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, 
  • Развитие различать предметы один – много. 

Игровой материал:    Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики. Ход игры:    Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. Закрутилась карусель, Ну давай играть скорей. Кубик ставим на свой цвет, Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. Ход игры:    Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. «Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; «Мешочки» на развитие тактильного восприятия; «Колечки» на развитие мелкой моторики; «Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; «Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; «Осьминог» на развитие мелкой моторики. Чудо ширма есть у нас, Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). Ход игры:    Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. Будем с крышками играть, Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие слухового внимания, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:    Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки. Ход игры:    Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель:

  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал:    Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. Ход игры:     Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:

  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал:    Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Ход игры:     Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:

  • Воспитывать умение группировать предметы по величине. 

Игровой материал:    2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) Ход игры:     Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:

  • Воспитывать умение различать предметы по величине. 

Игровой материал:    Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. Ход игры:     Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Источник: https://pilipenko54.ru/roditelyam/metodicheskaya-rabota/kartoteka-igr-po-sensornomu-razvitiyu-detey-mladshego-vozrasta-/

Игры по сенсорике для детей 2-3 лет

Игры по сенсорике для детей 2-3 лет

Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни является дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся спомощью воспитателя в разные периоды дня.

По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предмета

Игра «Куклы Тома и Лида»   Для занятия нужны 2 картонные куклы: большая и маленькая. Кроме этого, для каждой куклы нужны картинки, подходящие к ней по размерам: мяч, чашка, яблоко, кровать. Все картинки должны быть вырезаны по контуру.

В начале занятия все картинки, кроме кукол, должны быть убраны (я использовала коробку от конфет) и достаются по мере необходимости.    Скажите ребёнку: «Посмотри, кто к нам пришёл. Это Тома (покажите большую куклу). Тома большая. Это Лида (покажите маленькую куклу). Лида маленькая.

Давай скажем: «Здравствуй, Тома! Здравствуй, Лида». (Куклы отвечают — Тома низким голосом, Лида — высоким). Тома и Лида захотели поиграть в мяч (достаёте из коробки мячи). Этот мяч большой. Этот мяч маленький. Тома большая, дадим ей большой мяч. Лида маленькая, дадим ей маленький мяч.   Тома и Лида хотят пить (достаёте чашки).

Дальше аналогично, как с мячами. Так же с яблоками.   Тома и Лида устали, хотят спать. (достаёте кровати). Дальше аналогично.

Игра«Цветные дорожки»   Для занятия нужен лист бумаги с нарисованными или наклеенными дорожками красного, жёлтого и синего цветов, три сделанных из цветной бумаги домика этих же цветов и три бумажные куклы в платьях этих же цветов.   Положите перед ребёнком лист бумаги с дорожками.

Скажите: «Посмотри, какие красивые дорожки. Эта дорожка красная. Покажи, где красная дорожка». Помогите ребёнку провести по ней пальцем. Аналогично с жёлтой и синей дорожкой.    Покажите ребёнку красный домик. Скажите: «Вот какой красивый домик. Красный. А где такая же дорожка? Вот она. Домик красный, и дорожка красная.

То же с другими домиками.

   Покажите куклу. Спросите: «Какое у куклы платье? Да, красное. Кукла пойдет по красной дорожке. Топ-топ. Пришла. Куда пришла? К домику. Какой домик? Красный». С другими цветами аналогично.

Игра «Паровозик»

Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Эта игра является упражнением для сенсорного развития. Игру можно проводить индивидуально.  

1) Перед ребенком поезд, который отправляется в путешествие и необходимо рассадить всех пассажиров по своим вагоном. Ребенок берет каточку, называя цвет, и кладет в вагончик такого же цвета.

  • 2) Ребенок прикручивает  крышки к соответствующему вагончику ( либо по словесному указанию воспитателя прикручивает синею крышку к зеленому вагончику);
  • 3)Ребенок называет что изображено круглой , прямоугольной, треугольной формы;
  • 4)Разложить цифры по порядку вагончиков;
  • 5) Определить в каком вагончике едут дикие(домашние) животные, кто сойдет на станции «Лес», а кто на станции «Деревня»
  •  Во время игры следить за полными ответами детей.
  • Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
  • — Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • — Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • — Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • — Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
  • Сравни предметы по высоте,,
  • — “Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • — “Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • — “В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)-
  • — “Дальше — ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • -“ Какого цвета не стало?,,
  • — “Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • — “Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • — “Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • — “Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ighryposiensorikiedliadietiei23liet

Ссылка на основную публикацию