Любой родитель хочет быть хорошим родителем. Но что значит быть хорошим? Слышать одобрение со стороны родственников, друзей и просто знакомых? Или вырастить самостоятельную нравственную личность? Определенно — второе.
Для современного семейного воспитания характерен ряд заблуждений, которые мешают быть по-настоящему хорошими родителями. Эти заблуждения, пожалуй, были всегда.
Каждый родитель воспитывает детей по собственному разумению, в лучшем случае обращаясь к методикам известных педагогов, в худшем — к советам окружающих. И то, и другое не гарантирует, что ваших детей не затронут типичные ошибки семейного воспитания.
Без сомнения, необходимо хотя бы иметь представление о наиболее часто встречающихся воспитательных заблуждениях: кто предупрежден, тот вооружен.
Ошибка 1. Физическое насилие
Физическое насилие
Физическое наказание — эффективный способ воздействия. Такая воспитательная модель чаще всего избирается в семьях с авторитарным укладом. Вот только в гневе родители забывают: насилие нередко ведет к психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в будущем.
Ошибка 2. Чрезмерная холодность
Чрезмерная холодность
Некоторые родители считают, что проявляя любовь и эмоции в отношениях с ребенком, они рискуют воспитать эгоиста и хулигана. Это не совсем верно, важно просто знать меру. Отказывать ребенку в помощи и поддержке в те моменты, когда он наиболее в этом нуждается – это неправильная установка.
Читайте Особенности одаренных детей
Нередко равнодушие к ребенку наблюдается в семьях, где родители заняты решением своих личных проблем. Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе же и заботиться. Родителям попросту не хватает времени, чтобы заниматься ребенком, и это естественно отражается на их авторитете.
Ошибка 3. Обилие любви
Обилие любви
Педагоги давно заметили, что ребенок, поздно рожденный матерью, чаще всего вырастает эгоистичным, избалованным. Немолодые родители щадят дитя, абсолютно ничего не запрещая, все его прихоти выполняют сразу же, а он буквально купается во внимании и заботе. Опасайтесь делать из ребенка бога, иначе вы станете всего лишь его слугами.
Ошибка 4. Много запретов
Много запретов
Совсем не удивительно, что ребенок хочет удовлетворять свои потребности, ведь это свойственно практически всем живым существам на планете. Едва начав осознавать себя, ребенок стремится осуществить свои желания: сначала они «безобидные», но дальше больше.
Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово «нельзя».
Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия: либо внимание ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на него реагировать, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и нерешительным.
С самого начала необходимо определить самые обязательные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе. Их не должно быть много – максимум три-четыре. И лучше пусть малыш будет удовлетворять любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок.
Читайте Здоровье детей в детском саду
Ошибка 5. Отсутствие запретов
Отсутствие запретов
Ребенок-кумир – еще одна крайность в воспитании. Мы уже говорили о вседозволенности, когда упоминали о гипертрофированной любви к ребенку, но здесь ситуация иная. Родители отказываются от каких-либо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».
Ребенку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.
Нередко наблюдается более сглаженная ситуация, когда родители пытаются запретить ребенку что-то, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда нужно проявить твердость и решительность.
Например, ребенок в магазине клянчит у матери очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что нет денег, в общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от морального давления и покупает то, что просит ребенок.
Такое поведение в корне неправильно: ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он добьется. Можно бесконечно долго объяснять ребенку что-либо и увещевать его, а можно сразу пресечь «нытье» категоричным «нет».
Читайте Адаптация ребенка в детском саду
Ошибка 6. Непоследовательное воспитание
Непоследовательное воспитание
Бывает, что родители не выдерживают психологической нагрузки. Категоричность сменяется уступчивостью, наказание – лаской. Воспитательного эффекта от таких действий ждать не приходится. Ребенку необходимо последовательное и продуманное воспитание.
Как видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых нужно избегать.
Самое верное средство – найти золотую середину: где-то поддержать и пожалеть, где-то проявить стойкость, что-то запретить, а что-то разрешить.
Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь никто и не обещал, что воспитание ребенка будет легким – это тяжелый труд, требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.
Источник: https://glamius.ru/deti/4-7-let/tipichnye-oshibki-vospitaniya
12 ошибок семейного воспитания
В каждой семье есть обычаи и традиции, интересы и уникальный опыт воспитания. Каждый родитель хочет быть идеальным и старается воспитать своего чада, опираясь на собственный опыт. К сожалению, нет специальной инструкции по воспитанию детей, однако выделяют типичные ошибки семейного воспитания, ознакомившись с коими вы сможете избежать неудачи.
Применение физического насилия
Почему-то некоторые взрослые считают, что воспитание методом “кнута” эффективно. Однако, нередко дети начинают просто бояться своих родителей. Частенько дети, подвергшиеся физическому воздействию, вырастают агрессивными, замкнутыми и с травмированной психикой. В таких семьях обычно фигурирует отрицательная и неблагоприятная обстановка.
Зачастую родители хотят реализовать свои мечты и желания, не желая видеть индивидуальные способности ребенка. Младенец, когда рождается, заявляет о своих желаниях непромедлительно. Он кричит, стучит, грызет и т.д. В школьном возрасте детям навязывают чужое мнение и желания. Очень важно воспитать ребенка так, чтоб он мог высказывать свое желание и отстаивать его.
Чрезмерная любовь, излишнее баловство
Обычно долгожданные или поздние дети очень избалованы и капризны. Родители готовы дать всё малышу, лишь бы он улыбался. Как ни странно, это является огромной ошибкой. Из таких чад вырастет типичные эгоисты. Поверьте, если вы скажите своему ребенку твердое “НЕТ”, он не перестанет Вас любить!
Неограниченная свобода
Одним из недостатков в воспитании является отсутствие всех запретов. Бывает ситуация, когда родители стараются что-то запретить при помощи различных условий, когда нужно проявить твердость.
Простой пример: в магазине ребенок требует купить игрушку, мама объясняет, что такая уже есть. Тогда дитя начинает истерить и кричать, и мама сдается.
Такое поведение крайне неправильное, теперь ребенок уверен, что может добиться всего нытьем.
Сомнения в успехе ребенка
Самыми главными судьями для ребенка являются родители. Зачастую из-за сомнений или безразличия взрослых дети не добиваются успехов. Порой просто потому что не видят поддержки со стороны близких. Рождаются сомнения и у ребенка, а затем и желание добиваться положительных результатов. Поощрения и вера в успех — это самая сильная мотивация не только для ребенка.
Сверх ожидания или излишняя требовательность
Малыш, которому ставили слишком высокую планку, требовали столько, сколько он не сможет сделать, переживает сильный стресс.
Например, школьник получил четверку, его похвалили, “Умница! Ты получил хорошую оценку, но в следующий раз принеси пятерку!” Ребенок старается и переживает напряжение, потому что дается ему это очень непросто.
В дальнейшем самооценка падает и снижаются любые предпосылки к развитию, порой под таким давлением ребенок начинает учиться еще хуже.
Неумение разговаривать
Общение — это процесс передачи, обмена информации, а также установление контакта между людьми. Детям очень важно открытое общение со своими родителями. Эффективная коммуникация нужна каждому члену семьи для улучшения отношения между ними.
И наоборот, отрицательное общение заставляет детей думать, что они не услышаны, не поняты и не важны. Очень часто общение сводится к тому, что родители задают не сложные вопросы: “Уроки сделал? Портфель сложил? Кушал?”.
Однако, сыну или дочери просто необходимо, чтобы близкие интересовались и обсуждали планы на выходные, последнюю игру, фильм и прочее. И очень важно уметь слушать с интересом, не перебивая.
Нескончаемый эгоизм взрослых
Родители часто прилюдно отчитывают своих детей, обсуждают их успехи и неудачи, их друзей. Это приводит недоверчивым отношениям между ними. Взрослые решают, не спросив малыша, пытаются предопределить судьбу, не учитывая точку зрения ребенка. Все это приводит к сомнению в своей важности и нужности.
Гиперопека
- Одной из распространенных типичных ошибок в воспитании детей является «чрезмерная любовь». Гиперопека выражается в:
- • излишним вниманием;
- • постоянном контроле;
- • воздвижение достижения в категорию исключительных способностей;
- • предохранении от вероятных рисков, каковые частенько бывают плодом их воображения;
- • удержании возле себя, “привязывать” к личному настроению, мнению.
- Плодом длительной гиперопеки ребенок не может самостоятельно принимать решение и ждет поддержки от взрослых, желает быть всегда первым и на виду, ожидает блестящего будущего и не приемлет отказ.
Запрет на собственные взгляды
Если Вы думаете, что ребенок не прав, Вы можете лишь высказать свое мнение и предположить результат действий, но никак не стыдите своего малыша за принятие самостоятельного решения. Некоторые родители говорят, что уважают мнение своего чада, однако это происходит тогда, когда взгляды их совпадают или близки.
Бесконечные нотации
Нередко взрослые злоупотребляют длительными и нудными нотациями. Слова родителей обесцениваются и не воспринимаются, а постоянные нотации вызывают отрицательную реакцию и протест.
Огромная оплошность родителей заключается в том, что они позволяют себе делать выбор в том или ином друге. Кто-то им показался не воспитанным, кто-то грубым, все же у малыша есть свое мнение на эту тему и пусть он сам выбирает с кем общаться, с кем нет. Тем не менее, оставлять без внимания не стоит. Найти золотую середину — наблюдать и давать советы дружеским тоном.
Для ребенка ценно, когда Вы можете выслушать его, а иногда и поругать, главное не срываться на них и всегда быть рядом. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойно предъявлять свои требования и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам.
Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/12-oshibok-vospitaniya
Методическая разработка на тему "Типичные ошибки родителей в воспитании детей"
Типичные ошибки в воспитании детей.
Многим известно выражение: «Все начинается с детства». К нему можно добавить неоспоримую истину: «и все начинается с семьи».
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.
Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, использует те знания и опыт, которые были получены им в детстве, у каждого есть собственные представления о том, как воспитывать и как должен выглядеть их ребенок в будущем. Однако следует помнить, что нарушение родительского отношения к ребенку может привести к серьезнейшим дефектам в его личности (склонности к жестокости, несамостоятельности, замкнутости, неуверенности в себе и т.д.)
Сегодня я хотела бы познакомить вас с основными ошибками, допускаемыми родителями в воспитании детей.
1. Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания – гиперопека. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя.
Родители, по сути, не воспитывают детей, а прислуживают им.
Типичные высказывания таких родителей: “Все, что я делаю, я делаю ради моего сына/дочери”; “Мой сын/дочь для меня самое главное в жизни”; “Ради моего сына/дочери мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться”; “Я все время думаю о моем сыне/дочери, о его делах, здоровье и т.д.
” В итоге у ребенка прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа. Появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности, страх перед любыми жизненными трудностями. Такие дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях.
2. К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм, физическое и психическое насилие.
Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.
Если ребенок приходит домой с пятеркой его не хвалят, а читают мораль о том, к чему надо стремиться в жизни. Если же он приносит четверки, его наказывают. Возможны постоянная ирония, высмеивания. Дети в таких семьях не чувствуют себя в эмоциональной безопасности.
У них возникает недоверие к людям, стремление избежать общения. Такие дети вырастают грубыми, лживыми, лицемерными, безвольными, трусливыми, ленивыми, озлобленными и мстительными.
3. Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально- безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу.
Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку, получила название попустительство.
Причинами такой позиции родителей может быть их чрезмерная занятость собственными делами и проблемами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать гиперопеки и с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности.
Часто у таких родителей до детей “не доходят руки”. Они говорят: “У меня не хватает времени позаниматься с сыном/дочерью — пообщаться, поиграть”,“Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание”; “Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось”.
В результате — ребенок испытывает одиночество и беспомощность в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке родителей, легко бы справился.
При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, может замедлиться их психическое развитие.
Эти дети в подростковом периоде могут забросить учебу и попасть в неблагополучную компанию.
4. Существуют также семьи с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным.
Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены в прочности дружбы, брака и т.д.
5. Бывает, что ребенка в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь не оправдывают определенных надежд, которые были у родителей, когда они родились (относительно внешности, умственных и других способностей и пр.
) Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и не умелость, видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом.
В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, несамостоятельными и замкнутыми.
Итак, мы рассмотрели пять основных ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей. Проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, что лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно по возможности избежать подстерегающих в этом деле ошибок.
Совет № 1
Нельзя заставлять ребенка лгать. Если вы хотите вырастить честного и порядочного человека из вашего ребенка, то не стоит просить его, чтобы он солгал бабушке или любому знакомому. Если все-таки будет проскальзывать ложь, то ждите, что в скором времени ребенок начнет обманывать и вас.
Совет № 2 Не заставляйте ребенка переедать
У многих родителей возникает такой вопрос: заставлять ли ребенка есть?
Никогда не заставляйте кушать ребенка, если он категорически не хочет. Ведь каждый малыш индивидуален. Нельзя кормить ребенка по нормам, которые установлены. Обычно бабушки пихают в рот ребенка все, что можно. Переедание никому еще пользы не приносило. Дети не будут ходить голодными, и терпеть, они обязательно вам об этом скажут. Так, что не волнуйтесь.
Совет № 3
Если у вас очень застенчивый ребенок, то не старайтесь переделать своего ребенка. Каждый малыш индивидуален. У него свой характер и привычки. Если ваш ребенок застенчив и не общителен, не надо его заставлять дружить со всеми подряд. А активного ребенка не следует садить под замок. Пусть реализует свои способности и наклонности. Любите своих детей такими, какие они есть.
Совет № 4
Если ребенок провинился, то никогда не требуйте у ребенка извинения, если перед этим не объяснили ему, за что следует попросить прощение, за какую провинность. Зачастую малыш даже не осознает, что он натворил.
И если его заставить извиниться без понимания, то это приведет к тому, что он не будет никогда в серьез осознавать слова извинения. Поэтому предварительно поговорите с ним и объясните, за что следует извиниться.
Совет № 5
Не приучайте свое дитя разговаривать и общаться с чужими людьми. Подумайте о безопасности своего ребенка, ведь общаясь с чужими людьми с начала при вас, он может и потом без вас спокойной с ними вступить в контакт. Лучше не поощрять такие знакомства и общение, и ни в коем случае не заставлять доверять чужим людям.
Совет № 6
Не выбирайте с кем дружить вашему ребенку. Часто мамы дружат семьями и начинают заставлять общаться своих малышей друг с другом. Этого ни в коем случае делать нельзя. Пускай ваш ребенок сам выберет с кем дружить. Часто бывает, что вашего ребенка обижают, а вы даже не подозреваете.
В таком случае надо сразу же прекратить общение с такими детьми, даже если это дети ваших друзей. Думайте только о счастье своего ребенка и комфорте. А, если с ребенком не хотят дружить другие дети, то вы ни в коем случае не заставляйте дружить его с ними. Лучше постарайтесь помочь найти ему других детей для общения, с которыми у них есть общие интересы.
А лучше всего отдать ребенка в кружок, который ему по нраву. Там он точно найдет себе друзей по интересу.
Совет № 7
Нельзя заставлять своего малыша делиться своими игрушками. Быть может вам покажется, что это признак жадных детей, но это совсем не так. Ребенку так же дорог плюшевый мишка, как и вам, ваше любимое платье.
Вы же одежду не отдаете чужим людям, почему же ваш ребенок должен делиться самым дорогим.
Если нас вас другие родители будут смотреть с недоумением, когда вы не отдадите другому ребенку игрушку вашего малыша, тогда вы разъясните им, что ваш ребенок совсем не жадный, но эта игрушка очень ему дорога.
Совет № 8
Если ваш ребенок не хочет ничем заниматься, то не следует заставлять ребенка заниматься тем, что у него не получается. Например, спорт — это не его стихия, в футболе и в плавании нет никаких результатов. Ребенок не хочет заниматься даже музыкой. Это лишь разовьет не уверенность в нем.
Пусть выберет сам то, что ему по душе и, где он чувствует, что силен. Пусть даже, чтобы определиться с выбором, у него уйдет много времени, но обычно, как только ребенок начинает ходить в школу, то там появляются новые друзья, с которыми ему охотнее вместе посещать секции и кружки.
Помните, что ваш ребенок — это личность. И он должен быть, как много больше, самостоятельным, и отвечать за свои поступки. Чтобы в будущем не вырос неуверенный в себе человек.
Надеемся, наши советы помогут вам понять, как правильно воспитать счастливого ребенка, избежав ошибок в воспитании детей, которые не следует допускать.
Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-tipichnie-oshibki-roditeley-v-vospitanii-detey-444181.html
Ошибки семейного воспитания
Ошибки семейного воспитания
Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета. Мина Антрим
Развитие ребенка и его благополучие напрямую зависят от родителей, от их характера, отношения к малышу, особенностей личности. В этот раз рассмотрим подробнее часто встречающиеся ошибки семейного воспитания. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному.
Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка.
Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого.
Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. Итак, наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье.
Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”.
А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру.
Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.
Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…” Непринятие — одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом “ищет” положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности (в 2 года ребенка говорят: “Ты уже большой, перестань плакать”). Отношения могут быть как попустительскими (“безнадзорный” ребенок), так и очень строгими, формальными.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал”.
Негибкость выражается застреванием на проблемах (“мой ребенок плохо говорит”), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с “негибким” отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны. Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет. Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”) Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией. Доминантность — требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва. Гиперсоциальность. Воспитание слишком “правильное”. В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся “испортить” ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью. Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать. Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования — с родительской беспомощностью. Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:
- гиперсоциальное воспитание;
- эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;
- воспитание без любви;
- тревожно-мнительное воспитание.
Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаютсяименно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.
Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения.
Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать.
Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!
- Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
- Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”) .
- Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
- Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
- Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.
- Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.
- Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
- Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.
- Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!
- Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
- Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
- Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
- Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.
- Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.
- Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).
- Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.
Источник: https://perekopsad9.educrimea.ru/activity/psychology/post/180712
Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
-
…Каждая
семья изобретает свои -
воспитательные
«велосипеды», -
повторяя
те же ошибки, которые - до
нее совершали другие родители. - М.
Панкратова
Семья
– это чаще всего скрытый от внешнего
наблюдения мир сложных взаимоотношений,
традиций и правил, которые в той или
иной степени сказываются на особенностях
личности ее членов, и в первую очередь
– детей.
Тем не менее, существует ряд
объективных социальных факторов,
которые, так или иначе, сказываются на
всех без исключения семьях. Среди таковых
можно отметить:
- разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
- все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;
- дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
- жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций.
Однако
при всей значимости перечисленных
факторов не они играют решающую роль в
возникновении отклонений в развитии
личности ребенка, отчуждения родителей
и детей.
Наибольшую опасность в этом
плане представляют те ошибки, которые
вольно или невольно допускаются
родителями в построении взаимоотношений
с собственными детьми, забывающими о
том, что взаимоотношения эти всегда
имеют воспитательный характер.
При
анализе родительского отношения к детям
психологами выделяются два
психологических измерения:
форма
контроля за поведением ребенка и характер
эмоционального отношения к нему.
Нарушение
родительского отношения к ребенку или
родительских установок в рамках любого
из этих измерений или одновременно в
обоих приводит к серьезнейшим дефектам
в развитии личности ребенка.
Так, например, отсутствие должного
контроля за поведением ребенка в
сочетании с излишним эмоциональным
сосредоточением на нем, обстановка
изнеженности, заласканности, беспринципной
уступчивости, беспрерывное подчеркивание
существующих и несуществующих достоинств
формирует истерические черты характера.
Те же последствия возникают и при
безразличном отношении по типу
«отвержения».
Чрезмерный контроль,
предъявление слишком строгих нравственных
требований, запугивание, подавление
самостоятельности, злоупотребление
наказаниями, в том числе и физическими,
ведут, с одной стороны, к формированию
у ребенка жестокости, а с другой – могут
подтолкнуть его к покушению на
самоубийство.
Отсутствие
эмоционального контакта, теплого
отношения к ребенку в сочетании с
отсутствием должного контроля и незнанием
детских интересов и проблем приводит
к случаям бегства из дома, бродяжничества,
во время которого часто совершаются
проступки.
Существует несколько
относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители
влияют на своих детей.
Во-первых,
подкрепление:
поощряя
поведение, которое взрослые считают
правильным, и наказывая за нарушение
установленных правил, родители внедряют
в сознание ребенка определенную систему
норм, соблюдение которых постепенно
становится для ребенка привычкой и
внутренней потребностью.
Во-вторых,
идентификация:
ребенок
подражает родителям, ориентируется на
их пример, старается стать таким же, как
они. В третьих, понимание:
зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его
проблемы, родители тем самым формируют
его самосознание и коммуникативные
качества.
Наилучшие
взаимоотношения между родителями и
детьми складываются тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы
и социальной ответственности. Поведение
ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и
рационально:
- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы
отношений, все равно, идут ли они в
сторону авторитарности или либеральной
всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей
отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в
семье.
Родительские требования, если
они кажутся необоснованными, вызывают
либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность. Перегиб в сторону
всетерпимости вызывает у ребенка
ощущение, что родителям нет до него
дела.
Кроме того, пассивные, незаинтересованные
родители не могут быть предметом
подражания и идентификации, а другие
влияния – школы, сверстников, средств
массовой коммуникации – часто не могут
восполнить этот пробел, оставляя ребенка
без надлежащего руководства и ориентации
в сложном и меняющемся мире. Ослабление
родительского начала, как и его
гипертрофия, способствует формированию
личности со слабым Я
Исследования
психологов по проблемам семьи
свидетельствует о том, что искаженные
родительские установки в подавляющем
большинстве случаев не являются конечной
причиной аномалий семейного воспитания
и нарушений детско-родительских
отношений. Родительские установки
довольно часто оказываются связанными
с супружескими отношениями, с отношениями
к семьям родителей супругов – бабушек
и дедушек, с личными особенностями
взрослых членов семьи и детей.
Как
уже отмечалось в предыдущих разделах
работы, дети могут становиться ареной
соперничества взрослых, средством
влияния или давления, способом наказания
или мести. На детей могут переноситься
негативные эмоции, испытываемые к другим
членам семьи, — к супругу, его родителям.
К тому же родители могут быть эмоционально
или нравственно не подготовлены к
выполнению родительских функций.
У них
может отсутствовать родительская
мотивация, чувство ответственности за
воспитание ребенка может быть не развито,
или, напротив, гипертрофировано; они
могут испытывать дефицит уважения к
себе и, вследствие этого, не чувствовать
себя вправе контролировать ребенка и
направлять его развитие.
Проблемы,
возникающие в процессе семейного
воспитания, могут быть обусловлены и
целым рядом других причин.
Однако это
не исключает, а лишь подтверждает то,
насколько многообразны и сложны вопросы
формирования личности ребенка в семье,
и как важно представлять те трудности,
с которыми может столкнуться каждый
родитель, чтобы по возможности избежать
подстерегающих его ошибок в этом важном
деле.
В этой связи имеет
смысл отдельно остановиться на
характеристике типичных стилей
воспитания, наиболее часто встречающихся
в неблагополучных семьях.
Наиболее
верный путь совершенствования воспитания
детей в семье – предупреждение
педагогических ошибок родителей. А это,
в свою очередь, предполагает осознание
и правильное истолкование наиболее
типичных из них. Часто встречающиеся
ошибки в семейном воспитании условно
можно разделить
на три
группы:
Источник: https://studfile.net/preview/4654257/page:19/
Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)
«Какой невоспитанный ребенок» – фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям. Неизвестно, какие помыслы движут окружающими: желание подчеркнуть свое превосходство или просто досадить родителям.
Потому не стоит принимать слова посторонних близко к сердцу, ведь близкие стараются привить своему малышу лучшие качества, уберечь от неприятных ситуаций, основываясь на собственном опыте.
Однако предотвратить ошибки семейного воспитания удается не всегда.
Даже если кто-то назвал ребенка невоспитанным, не стоит принимать это слишком близко к сердцу
Распространенные педагогические ошибки родителей
Не имеет значения, что говорят окружающие о поведении ребенка. Однако то, что происходит в семье, очень важно. Поскольку специального кодекса воспитания нет, следует ознакомиться с типичными ошибками многих родителей. Они предотвратят внутрисемейные конфликты и трудности во время взросления младшего поколения.
Многочисленные запреты
Маленькие дети имеют массу желаний и часто о них говорят. Например, ребенок любит конфеты, но взрослые справедливо ограничивают его в сладком.
Однако вазу не убирают, поэтому дитя в их отсутствие обязательно берет несколько конфет. Когда родители начинают его за это ругать, малыш спрашивает о том, почему нельзя.
Однако старшие не утруждают себя полным ответом, говоря: «Потому что я так сказал».
Нельзя строить воспитание на бесконечных запретах, иначе ребенок вырастет нервным и дерганым
Физическое воздействие
Порой взрослые считают, что физическое насилие оказывает воспитательное воздействие на дошкольников и подростков. В действительности методы «ремня, угла и подзатыльника» приводят к тому, что малыш начинает бояться старших в семье.
В домах, где рукоприкладство по отношению к младшим является нормой, наблюдается напряженная атмосфера. Ребята в такой семье часто вырастают агрессивными, считают нормой без причины демонстрировать свою силу.
Чтобы этого не произошло, важно сразу оградить дошкольников от физического воздействия.
Демонстративная холодность
Некоторые родители убеждены, что излишняя эмоциональность в отношениях с ребенком приводит к взращиванию эгоистичной и избалованной личности.
Однако это не совсем так, поэтому не нужно впадать в крайности (демонстративная эмоциональность и чрезмерная холодность). Есть моменты, когда ребенку особенно важно семейное тепло.
В это время нужно проявлять деликатность и стараться быть максимально ближе, вникая в его проблемы.
Особого внимания заслуживают «возрастные кризисы», поступление в начальную школу, переход в другой класс, подростковый возраст, смена места жительства (города, района).
В будничной занятости взрослым непросто найти время на то, чтобы ощутить душевную близость с дошкольником. При этом малыш остается один на один со своими проблемами, авторитет взрослых падает в его глазах.
Впоследствии он вряд ли обратится к близким людям за помощью, что приведет к разрушению доверительных отношений.
Родителю нужно находить время и возможности выслушать ребенка, поговорить с ним
Унижение
Непростительная ошибка, которую, увы, допускают даже опытные и интеллигентные родители. Поводом может стать любая ситуация: выпала из рук чашка – штамп «неуклюжий», в кои-то веки получил плохую отметку – штамп «двоечник», и прочее. Когда дети растут в атмосфере постоянных оскорблений в свой адрес, они теряют веру в себя и замыкаются.
Бывает, что взрослые не желают или финансово не могут поддержать увлечения отпрыска. Например, ему хочется учиться играть на пианино, но родители считают игру бесполезной или не могут оплатить обучение.
Важно найти компромисс, поощрить детку в этом стремлении и при возможности отдать в музыкальную школу, арендовав пианино на первое время.
Родителям важно научиться слышать потребности детей и хвалить за достижения.
Избалованность
«Поздним» деткам часто достается много родительской любви. Решившись родить малыша в старшем возрасте, взрослые, как правило, крепко стоят на ногах.
Они готовы посвящать все время отпрыску, потакая его капризам. Такая ситуация приведет к тому, что дитя вырастет избалованным эгоистом. Важно уметь вовремя сказать «нет».
Это заставит маленького эгоиста задуматься, что планета не вертится вокруг него.
Чтобы ребенок не вырос избалованным, нужно уметь отказывать ему при необходимости
Непостоянство в воспитании
Семей, в которых ласка и наказание шагают бок о бок, также немало. Перемены в настроении родителей не лучшим образом влияют на психику дошкольника – он просто не будет знать, чего ждать от взрослых через 5 минут, замкнется в себе. Важно воспитывать детей последовательно, не заставляя их гадать, какую реакцию ждать от родителей в этот раз.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывают детей в Японии: особенности
Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов
Дошкольники
Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:
- угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
- много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
- равнодушие: «делай, что хочешь»;
- обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
- наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
- мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
- мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».
Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику
Время младших классов
Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент.
В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим.
Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.
Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:
- без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
- подчеркивать зависимое положение детей;
- освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
- игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
- игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
- курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить учиться подростка в 15 лет? Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства
Подростковый возраст
С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.
Откуда берутся детские неврозы?
Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста (подробнее в статье: виды неврозов у детей дошкольного возраста).
Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений.
Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.
Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.
Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей
Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:
- обкусывание ногтей;
- сосание пальцев, воротника одежды;
- ночное недержание мочи;
- чувствительность, слезы без видимых причин;
- нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
- отрицательное отношение к учебе;
- периодические головные боли.
Факторы возникновения невроза
Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.
Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:
- Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.
Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности
- Особенности характера ребенка. Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия. Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
- Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
- Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
- Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.
ИНТЕРЕСНО: как воспитывают детей в разных странах: от Китая до Скандинавии
Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста.
Переход в новую школу или переезд – сильный стресс для любого ребенка
Особенности воспитания девочки
В 9-10 лет у девочек начинается период активной работы эндокринной системы, активизируется формирование женского типа фигуры (округление ягодиц, увеличение груди).
В 11 лет уже вырабатывается эстроген, отвечающий за половое созревание, появление первичных и вторичных половых признаков.
Если мама стесняется рассказать девочке о месячных и деторождении, она может предложить дочери тематическую литературу для детей 10-13 лет (рекомендуем прочитать: как маме рассказать девочке о месячных по советам Комаровского?).
Воспитание девочки-подростка обязано быть гармоничным – развитие интеллекта должно идти параллельно занятиям танцами, гимнастикой, любимым спортом. Ни в коме случае маме нельзя делиться с дочерью интимными подробностями своей жизни, поскольку они могут негативно отразиться на девичьей психике. «Дружба» должна иметь разумные грани.
Как воспитывать мальчика?
При воспитании мальчика не стоит делать акцент лишь на строгости, ведь без ласки и любви можно воспитать лишь эгоистичного и бесчувственного человека. Восклицание «Ты же будущий мужчина!» в раннем возрасте даже опасно. Психика ребенка меняется по мере взросления и небольшие «слабости» мальчикам свойственны так же часто, как девочкам.
Стараясь вырастить мальчика настоящим мужчиной, не нужно воздействовать на него одной только строгостью
Родителям нельзя ссориться на глазах у сына, поскольку негативное отношение отца к матери может стать причиной равнодушия или жестокости по отношению к женщинам в будущем.
Также опасны непоследовательность в воспитательном процессе, несогласованность действий родителей, навязывание негативных установок, сравнение подростка со сверстниками.
Крайне недопустимо злоупотребление интеллектуальным развитием в ущерб физическому.
Можно ли исправить ошибки воспитания?
Ленивый, гиперподвижный, невоспитанный, весь в свекровь – распространенные ярлыки, которыми родители нередко пытаются оправдать типичные ошибки семейного воспитания. Важно помнить, что скучных, плохих, безынициативных, ленивых детей попросту нет. Есть взрослые, которые игнорируют свои обязанности. Однако даже если время упущено безвозвратно, есть шанс все исправить.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стили семейного воспитания и их характеристика
Прежде всего важно осознать, что ошибки воспитания делают многие и не опускаться до взаимных упреков в семье («это ты избаловал сына», «это тебе некогда поиграть с ребенком»). Важно признать, что нужны перемены, начать исправление ситуации со своего отношения к жизни. Помогут в этом советы психологов, тематическая литература, опыт других семей.
Если в семье есть реальная проблема, имеет смысл пойти на консультацию к психологу
Цель родителей – развить в детях чувство собственной значимости и личной ответственности. Исправить ошибки позволит неподдельный интерес к потребностям подростка, искренность, поддержка в свободе выбора, уважение личного пространства отпрыска, собственный положительный пример.
Как предотвратить ошибки в воспитании младшего поколения?
Основные ошибки, допущенные в родительском воспитании , отражаются на взрослой жизни и взаимоотношениях мальчиков или девочек с окружающим миром. Можно ли их избежать? Да, однако это потребует отказа от стереотипов, которые были заложены еще в родительском детстве.
Опираясь на особенности характера и психоэмоциональный тип личности ребенка, родители должны найти золотую середину. Где-то необходимо приласкать малыша, а где-то и пожурить. Помогут в этом только выдержка и терпение. Однако результат стоит того, ведь у культурной, организованной и уравновешенной личности больше шансов обрести гармонию и личное счастье.
Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/oshibki-semejnogo-vospitaniya.html