Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

 Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку… Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи…

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм.

Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной.

Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

Педиатрический:

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.

Педагогический:

  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Название блюд Количество в граммах 6 месяцев 7месяцев 8месяцев 9месяцев 10месяцев 11месяцев 12месяцев
Измельченные  овощи От 10 до 120 От 80 до 120 150 170 От 180 до 200 От 180 до 200 От 180 до 200
Перемолотые фрукты От 5 до 60 От 50 до 60 60 70 От 70 до 80 100 От 100 до 110
Сухари, сладости От 3 до 5 5 5 5 10 10
Каши на воде От 10 до 150 От 150 до 180 От 150 до 180 200
 Масло 1 От 3 до 5 5 5 5 5
Хлеб 5 5 5 5 10
Сок на основе фруктов От 10 до 30 50 60 80 От 100 до 110
Пюре из мяса От 10 до 30 От 30 до 70 От 60 до 70 От 60 до 70 80
Масло сливочное 1 От 3 до 5 5 5 5
Каши на молоке От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200
Кефир От 10 до 30 50 100 От 150 до 200
Творожные продукты От 10 до 30 40 40 40
Желток 0,25 0,25 0,5 0,5
Измельченная рыба 10-30 50 60

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Читайте также:  Таблицы роста и веса для девочек по годам: калькулятор, нормы и соотношение показателей в разном возрасте

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Плюсы и минусы

Педиатрический, плюсы:

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.

Минусы:

  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Педагогический, плюсы:

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.

Минусы:

  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

Принципы:

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

Источник: https://grudnichky.ru/pitanie/pedagogicheskiy-prikorm.html

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

На самом деле педагогический прикорм можно еще назвать естественным. И появился он задолго до классических схем педиатрического прикорма при грудном вскармливании. Издавна наши предки прикармливали маленьких детей, находящихся на грудном вскармливании, с общего стола. Малышей знакомили со взрослой пищей прямо из своей тарелки.

В этом и есть суть педагогического прикорма- не накормить младенца взрослой едой, а познакомить его с миром другой еды, научить жевать и привить пищевые навыки и традиции.

В отличии от классического педиатрического прикорма здесь нет четкой схемы введения продуктов, крохе не нужно готовить отдельную еду, всю пищу он получает с самого начала с общего стола.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Главным показателем готовности является появление у ребенка пищевого интереса. Как понять если у вашего грудничка пищевой интерес?

Садитесь кушать за стол и ребенка берите с собой. Сажайте его к себе на колени и …..кушайте! Кроха может потянуться к красивой тарелке и блестящей ложке. Дайте ему ложечку.

Если этим он удовлетворится и будет с ней играть, значит интерес был не к еде, а к «игрушке». А вот когда пустая ложка малышу будет явно не интересна, когда он пальчики будет тянуть именно к еде — это и есть сформированный пищевой интерес.

Проявляется он абсолютно у всех детей. Просто в разное время. В среднем в промежуток от 6 до 8 месяцев.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Прикорм по месяцам при грудном вскармливании-таблица прикорма

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Плюсы педагогического прикорма

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи.

    Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.

  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.

  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей.

    А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.
  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать — не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества. Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.
  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее. Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.
  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно. Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.
  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом. Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день.

Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства.

Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт — это на кончике ложечки, если это твердый продукт — кусочек размером с рисинку, если жидкий — одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: « На, это тебе !». Кроха станет ее облизывать.

Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками.

Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию — отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками.

Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов — сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию.

Когда перейдете к следующему блюду — снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно — кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Далее следует второй этап. Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе, к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще — предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет.

Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду.

Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но множество плюсов педагогического прикорма, вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Источник: https://viline.tv/moda/article/pedagogiceskij-prikorm-znakomim-rebenka-so-vzrosloj-pisej

Педагогический прикорм

Рейтинг: Нет рейтинга

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Появление пищевого интереса у ребенка – это еще один новый этап развития малыша.

При введении прикорма важно понимать, что ребенка нужно не просто накормить, но и научить его кушать самостоятельно, помочь сформировать ему правильные пищевые привычки. В этом поможет педагогический прикорм.

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм (педприкорм, естественный прикорм) – это питание малыша, при котором ребенок пробует взрослую пищу за общим столом вместе с родителями. Взрослая еда предлагается в очень маленьких количествах (только попробовать) и не заменяет основные кормления. Основная цель тут – не накормить ребенка, а приобщить его к привычному рациону семьи.

Зачем вводить педагогический прикорм

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

При введении педагогического прикорма ребенок постепенно начинает питаться вместе с родителями, копирует их поведение за столом, учится жевать. Считается, что при этом в будущем у малыша не возникнет проблем с пищеварением или нарушением аппетита.

При введении педприкорма ребенку предлагаются те же самые продукты, которые ест мама. При этом основным питанием для малыша все равно остается грудное молоко.

Знаете ли вы? Методика педагогического прикорма основана на том факте, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке, которое получает ребенок – одни и те же. Поэтому, если малыш находится на искусственном вскармливании, введение педагогического прикорма для него нежелательно.

Когда можно вводить педагогический прикорм

  • Примерно с 3-4 месяцев вы можете брать ребенка с собой за стол и держать его на руках, чтобы он видел еду на столе.
  • Предлагать попробовать пищу лучше всего в 5,5 или 6 месяцев, когда у малыша уже начинает проявляться интерес ко взрослой еде или когда ребенок уже может самостоятельно сидеть (около 6-8 месяцев).

Обратите внимание и на общее состояние малыша. Если у ребенка режутся зубы, он болен или на коже есть аллергические высыпания, введение педприкорма лучше отложить.

Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

При введении педагогического прикорма рекомендуется придерживаться несложных правил:

  • Посадите ребенка себе на руки. Когда малыш уже хорошо сидит самостоятельно, можно посадить его в стульчик. Главное, чтобы ребенок видел еду на столе и то, как едят взрослые.
  • Не уговаривайте малыша поесть. Важна его собственная инициатива. Предлагайте ребенку продукт только в том случае, если он сам к нему потянется.

Никакую специальную отдельную еду не готовят. Для прикорма предлагается сразу обычная пища, как у всех, но очень-очень маленькими кусочками (буквально размером с рисовое зернышко), которые будут безопасными для малыша и не травмируют его ЖКТ.

  • При педагогическом прикорме никакого специального порядка введения тех или иных продуктов нет, но все-таки лучше, если малыш сначала попробует что-то более мягкое: кашу, йогурт, творог.
  • В первый день дайте ребенку попробовать что-то одно. Можно подождать несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, в следующий раз уже можно предложить 2-3 продукта за один раз. Постепенно объем пищи можно увеличивать.
  • Со временем предложите малышу самому держать в руках кусочек пищи (яблоко, мясо, печенье).
  • Не кормите ребенка насильно и не перекармливайте.
  • При введении педагогического прикорма малышу разрешается вести себя за столом свободно: трогать еду руками, изучая ее. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Мягко и спокойно направляйте ребенка: покажите столовые приборы, салфетки; расскажите зачем они нужны и дайте подержать их в руках.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Важно! Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с едой. Это может быть опасно для жизни малыша.

Помните, что педприкорм – это еще не полноценная еда, а только первый шаг к плавному переходу на взрослое питание.

Педагогический прикорм можно вводить при грудном вскармливании. При этом объем и количество кормлений должны сохраняться в полной мере и не уменьшаться

Плюсы педагогического прикорма:

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

  • ребенка не отделяют от общего для всей семьи приема пищи;
  • детский ЖКТ продолжает поддерживаться ферментами из грудного молока;
  • кусочки пищи могут не перевариваться полностью, но они будут стимулировать выработку нужных ферментов;
  • ребенок сразу учится жевать небольшие кусочки еды, пользоваться ложкой и вести себя за столом;
  • у малыша не возникает проблем с аппетитом;
  • после 9 месяцев ребенка уже можно будет оставить на целый день с кем-то из взрослых и он сможет есть то, что и все.

Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения

  • У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
  • Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
  • У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
  • Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.

В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы. О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: методика Домана, методика Зайцева, методика Монтессори, Вальдорфская педагогика. Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

Разрешаете ли вы своему малышу пробовать взрослую пищу? В каком возрасте вы начали вводить ребенку педагогический прикорм и пришлось ли вам корректировать при этом меню всей семьи? Поделитесь своим мнением в х.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/novorozhdennyj/vskarmlivanie/pedagogicheskij-prikorm.html

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.
  • При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).
  • Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.
  • Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.
  1. В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.
  2. Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.
  3. Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.
  4. В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.
  5. Подробнее о курсе смотрите здесь>>>
  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

  • Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.
  • Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,
  • как ребенок кушает кусочки,
  • как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.
  • Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.
  • Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.
  • Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!
  • :

Людмила Шарова

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Прикорм – педиатрический и педагогический. Что это и с чем его едят?

Одна из самых волнующих
тем для молодых мам, после темы грудного вскармливания – это прикорм. Когда

начинать прикорм? С чего его начинать? Как начинать? И так далее.

Тема действительно важная, поэтому мы посвятим ей несколько статей.
Сегодня коснемся теории – поговорим о том, какие виды прикорма
бывают и чем они отличаются друг от друга.

Начнем с самого популярного и известного
сейчас – педиатрического
. Он направлен на то, чтобы постепенно заменяя
кормление грудью (или смесью), перевести ребенка на питание «взрослой пищей».
Появился педиатрический прикорм в 20 веке и изначально предназначался для
детей, которых вскармливали смесью. Как известно, даже самая дорогая и
современная смесь не может обеспечить полноценного питания для растущего  ребенка, искусственные витамины и
микроэлементы усваиваются намного хуже, поэтому врачам было важно, как можно
раньше из возможных сроков начать давать ребенку витамины и микроэлементы из
натуральных продуктов. Именно поэтому каждая схема педиатрического прикорма

четко указывает какие продукты и в каких дозировках вводить ребенку.

Еще одна особенность этого вида прикорма – достаточно быстрое увеличение порций
прикорма и такое же быстрое сокращение кормлений грудью или смесью. Как
правило, педиатрический прикорм подразумевает, что к году ребенок уже полностью
переводится на питание «взрослой пищей», правда, зачастую это или специальные
детские кашки и супы или баночное питание. И через какое-то время родителям
нужно еще раз изменять стиль кормления ребенка – переводя его теперь с

баночного питания на питание со своего стола.

Существует множество схем педиатрического прикорма, они постоянно меняются и,
как правило, у каждого педиатра имеется «своя» схема прикорма, которая никак не
учитывает индивидуальных особенностей и потребностей каждого конкретного
ребенка. В чудесной книге испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не
хочет есть» есть потрясающий по своей наглядности пример изменения схем педиатрического
прикорма в Испании в течение нескольких десятилетий прошлого столетия.
Так же у врачей нет единого мнения о времени начала педиатрического прикорма –
кто-то считает нужным начать прикорм в 3 месяца, кто-то в 5, а кто-то в 6.
Напомню, что ВОЗ рекомендует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО грудное вскармливание в первые 6

месяцев жизни малыша.

Какие
минусы у педиатрического прикорма?

– Главный и наиважнейший – это как раз то, что педиатрический прикорм
совершенно не учитывает готовность и интересы самого ребенка. К чему это может

привести мы подробнее рассмотрим позже.

– Педиатрический
прикорм подразумевает отдельные продукты, отдельную посуду, время на приготовление
и кормление ребенка. Одна из моих знакомых молодых мам реально каждый день не
просто готовила ребенку 3 отдельных блюда, но еще и взвешивала мясо, перед тем
как положить его в суп, чтобы быть уверенной, что его ровно столько, сколько
сказал доктор. На мой взгляд – это просто потрясающий героизм, который только
совершенно не оправдал себя, потому что ее 
ребенок не желал есть ни это мясо, ни все остальное, а мама дико
выматывалась от необходимости каждый день проводить практически не выходя из

кухни.

– Ребенку
труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его
кормят отдельно. При этом культура поведения за столом – неотъемлемая и важная

часть нашей жизни.

– Ребенок

труднее научается глотать и жевать.

– Часто у
детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами.
Это приводит к таким распространенным сейчас проблемам как пищевое насилие и

жалобы мам «мой ребенок ничего не хочет есть!».

Что можно
отнести к плюсам? Ну разве что тот факт, что когда мама кормит ребенка с

ложечки, то ей проще поддерживать чистоту вокруг.

Другой вид прикорма – «педприкорм»
(приставка «пед» расшифровывается как педагогический) или еще его называют «естественный прикорм».

Педагогический он потому, что задача у него НЕ накормить ребенка, НЕ заменить
взрослой едой  грудные кормления (или
смесь), а познакомить малыша с многообразием пищевых вкусов, привить интерес и
культуру еды и дать возможность научиться есть самостоятельно. Если коротко, то

задача у естественного прикорма одна –
сформировать у ребенка правильное пищевое поведение.

Один из основополагающих принципов естественного прикорма – это то, что
ребенок всегда сам знает, когда и сколько ему есть. Не чужие дядя,
разработавшие какую-то схему и решившие, что в 6 месяцев и 1 день все дети в
мире должны съедать по 1 чайной ложке творога или яблочного пюре, а в 6 месяцев
и 10 дней – 2 чайные ложки брокколи. И даже не мама. Только сам ребенок. Причем
знает он это с самого рождения – ведь именно с первых минут жизни малыша мы
кормим его ПО ТРЕБОВАНИЮ! Т.е. тогда, когда просит ребенок и пока он сам не
отпустит грудь – т.е.с самого рождения ребенок отлично понимает и когда ему

надо есть и сколько ему надо съесть до момента насыщения.

К сожалению, у деток-искусственников могут возникать с этим проблемы, так как кормление
смесью автоматически предполагает точные дозировки и интервалы кормления. Но в
таком случае, естественный прикорм важен еще больше – это даст ребенку
возможность успеть научиться понимать свои потребности в части питания и

насыщения.

Второй
принцип, плавно вытекающий из предыдущего – родители  никогда не пытаются накормить малыша, ничего
не подсовывают ему, не уговаривают «съесть еще одну ложечку за маму» и т.п. Задача
родителей, следующих естественному прикорму – создать для ребенка условия, в

которых он сам сможет себя накормить и поддерживать пищевой интерес малыша.

Третий
принцип – ребенок прикармливается теми же продуктами, с которыми он уже
“познакомился” через мамино молоко и на которых он рос в утробе. Т.е.
при естественном прикорме ребенку не покупают специального питания, не готовят
отдельные блюда – ему дают возможность есть из тарелки мамы ту же пищу, что ест
сама мама. Конечно, существуют определенные продукты, которые не рекомендуется
давать малышам – это в первую очередь продукты с консервантами, различными Е, а
также молочные продукты, мёд, грибы, орехи. Но подавляющее большинство
продуктов абсолютно безопасны для ребенка, тем более, что и получает он их в

очень маленьких дозировках.

Следующий
принцип – ребенок сразу же учится есть самостоятельно. Сам берет кусочки
и отправляет их в рот. Сам доносит ложку и ее содержимое до рта. Сам держит
чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за
поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках
поесть или по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в

пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. 

Пятый принцип – ребенок сразу пробует пищу разной консистенции: и
размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы
после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий
период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые

кусочки.

Последний принцип в нашем перечне, но, тем не менее, один из важнейших по
смыслу – поддержание у ребенка пищевого
интереса
. Именно отсутствие интереса к пище – одна из самых
распространенных причин, почему детки начинают отказываться от еды и

соглашаются открывать рот только под мультик.

Полный цикл введения педприкорма
растягивается примерно на год.
Весь этот период мама продолжает кормить малыша грудью, и грудное молоко
остается основным в его рационе. Если ребенок находится на искусственном
вскармливании, то продолжает получать смесь. Малыш нарабатывает информационную

базу о продуктах, способе их потребления, культуре поведения за столом и т.п.

Какие минусы
есть у естественного прикорма?

Для кого-то минусом может стать тот
факт, что естественный прикорм, подразумевающий питание ребенка из тарелки мамы
автоматически подразумевает, что в тарелке должна быть здоровая еда. Для
кого-то – тот факт, что придется бороться с соблазном самой взять ложку и
побыстрее накормить ребенка. Или тот факт, что, безусловно, учащийся есть малыш

может пачкаться сам и пачкать что-то вокруг.

Какие плюсы?

Их бесконечное множество. Я скажу
только, что основной плюс – это тот факт, что родители, следующие принципам
естественного прикорма  никогда не
жалуются на то, что их ребенок не хочет есть, и экономят массу времени и сил,
которые другие тратят на попытки накормить своих упирающихся деток.
 А для самих малышей – это формирование
правильного здорового пищевого поведения, которое в дальнейшем даст о себе

знать далеко не только в теме пищеварения.

Итак, мы с вами узнали о том, какие
бывают виды прикорма. В следующей статье мы поговорим о том, как же понять, что

ребенок готов к введению прикорма.

Автор статьи – специалист по
грудному вскармливанию и естественному прикорму Татьяна Арбузова, @shakti_osher

Источник: http://instamam.ru/index.php/2014/06/24/blog-post_24-3/

Ссылка на основную публикацию