Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Психотерапия

25.01.2018

7.2 тыс.

4.8 тыс.

7 мин.

Песочная терапия — одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии.

Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых.

Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности Характеристика
Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

  • агрессивное поведение, тревожность;
  • необщительность;
  • стрессы, связанные с отношениями в семье;
  • неврозы;
  • психосоматические заболевания.

Также игры с песком рекомендованы детям с психическими отклонениями.

Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

  • эпилепсия;
  • аллергические реакции на песок;
  • заболевания кожи.

Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева.

Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской.

Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

Упражнение Описание
Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях «теплый-холодный»,»мокрый-сухой» и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в «Дождик», пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

Упражнение Описание
Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

Упражнение Описание
Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений — релаксация
Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия — интеграция
Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения — выявление внутренних проблем
Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель — выявление социального конфликта
Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три — пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия — интеграция
Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель — выявление семейных проблем
Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель — помочь найти решение проблемы

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/pesochnaya-terapiya.html

Песочная терапия как одна из методик развития детей дошкольного возраста

Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

  • ПЕСОЧНАЯ  АРТ-ТЕРАПИЯ как одна из методик развития детей дошкольного возраста
  • Что нужно для игры в песок?
  • А нужно, в сущности, так мало:
  • Любовь, желанье, доброта,
  • Чтоб Вера в Детство не пропала.
  • Простейший ящик от стола –
  • Покрасим голубою краской,
  • Горсть золотистого песка
  • Туда вольется дивной сказкой.
  • Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…

  1. Подобно Богу
  2. Мы создадим свой Мир Чудес,
  3. Пройдя Познания Дорогу.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия  песочной терапией под моим руководством дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!        

Картины, созданные на песке руками детей, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Я помогаю рассмотреть их детям и осознать, какие мысли их тревожат.

  • Игры на песке являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком.
  • Занятия в детском саду с песком идеальны для игры в холодные зимние дни.
  • Для организации песочной терапии понадобится:
  • Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Вода
  • Коллекция миниатюрных фигурок, разноцветные камешки, киндер – сырпризы.
Читайте также:  Занятия для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях: логопедические упражнения и речевые игры

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы,  ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Занятие песочной терапии начинается с того, что я даю задание создать картину своего настроения, и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком.

Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее.

Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

В своей работе также использую разноцветные камешки. Дети выкладывают из них золотую рыбку, исполняющую желания. Создают композицию из цветов, характеризуя каждый цветочек, строят дом своей мечты, объясняя, кто в нем проживает, и какими качествами обладают эти герои

Терапевтический эффект достигается уже на этапе расстановки детьми игрушек, камешков и фигурок. Когда картина будет завершена, я могу интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также помогаю ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий играет спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать всевозможные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является  хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают  восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют  у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка очень высок;
  • Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

В своей работе я использую серию занятий Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии»:

1.«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои руки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка — откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  • Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Источник: https://infourok.ru/pesochnaya-terapiya-kak-odna-iz-metodik-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1017232.html

Песочная терапия для детей — значение, показания, оборудование

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии  для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

 Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3.  «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.
Читайте также:  Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц: критерии развития, навыки и умения малыша

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/pesotchnaya-terapiya-dlya-detej

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста. методическая разработка на тему

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок.. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире.

Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные.

Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.

  • От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
  • Преимущества песочной терапии:
  • — помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
  • — освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
  • — актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
  • — дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
  • — дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.

Песочницу поднимаем на уровень удобный для ребенка. Техника, созданная, по сути, детьми, из ее кабинета перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинеты юнгианских аналитиков. Песочная терапия — продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое.

Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это прекрасное средство для «заботы о душе».

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

  1. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
  2. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему:
  3.  — развить более позитивную Я-концепцию;
  4. — стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  5. — выработать большую способность к самопринятию;
  6. — в большей степени полагаться на самого себя;
  7. — овладеть чувством контроля;
  8. — развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
  9. — развить самооценку и обрести веру в самого себя.
  10. Цель такой терапии — дать возможность ребенку быть самим собой.
Читайте также:  Чем опасна ангина в 1, 2 и 3 триместрах беременности, как ее лечить и каковы будут последствия для ребенка?

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку.

Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить словами.

  • Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:
  • — с целью диагностики;
  • — с целью оказания первичной психологической помощи;
  • — в процессе краткосрочной психотерапии;
  • — в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
  • — в процессе обучения;
  • — в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, воспитателя.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста.

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» и «пасочки» он формирует свое представление о мире, «допекает, доделываем» то, чего он не получил от родителей.

С 3 лет работа в песочнице носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер.

Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.

Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву».

Детям, пережившим психическую травму, такая игра весьма полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и, отыграть связанных с ним переживания столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы.

  1. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.
  2. В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
  3. На стадии «хаоса» ребенок берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.

Стадия «хаоса» может занимать от одной до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых.

На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр.

Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

  • На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
  • Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
  • Проводить занятия может психолог, логопед, дефектолог, воспитатель. В зависимости от задач поставленных в работе взрослый выполняет разные роли:
  • — взрослый становится внимательным зрителем его позиция — это «активное присутствие», для наибольшего самораскрытия ребенка;

— логопед, воспитатель становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т.п.)

Часто в процессе работы возникают вопросы: сколько, занятий пройдет, прежде чем ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение. Иногда достаточно и одного занятия, а может быть их потребуется 5-10, а возможно коррекция займет несколько лет.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Программное содержание:

1. Учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.»

2. Развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию.

3. Закрепить названия цветов, животных, кто как кричит.

4. Воспитывать бережное обращение с песком.

  1. Оборудование:
  2. Песочница, ширма, ведерко с песком, сито, игрушки по количеству детей, совочки, воронки, цветочки, воздушные шары на каждого ребенка, ручеек.
  3. Ход занятия:
  4. В-ль: Дети входят в группу под музыку

Ребята, посмотрите как много гостей пришло к нам в группу! Поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

В-ль: Дети! Посмотрите, что это на небе?!

  • Дети: Солнце.
  • В-ль: Какое доброе сегодня солнце.
  • Музыка
  • 1. Солнышко встало (круговое движение перед собой)
  •  Утро настало
  • 2. Утро настало (дети машут руками)
  •  Птицы проснулись
  • 3. Птицы запели (руки вверх — потянулись)
  •  Дети проснулись
  • 4. Дети проснулись (дети улыбаются друг другу)
  •  Улыбки повсюду
  • В-ль: Здравствуй солнышко! (Дети здороваются)
  • Дети: Здравствуй солнышко.

В-ль: Ребята, а солнышко приглашает нас в путешествие. Вы согласны?

  1. Дети: Да!
  2. В-ль: Ребята, а что же это солнечный лучик держит?
  3. Дети: Шарик!

В-ль: А какой же это цвет? Дайте мне скорей ответ!

Дети: Красный.

В-ль: Красный цвет с собой зовет, и заданье нам дает. Ребята посмотрите, что это?

  • Дети: Шарики.
  • В-ль: А сколько шариков (много или мало)?
  • Дети: Много.

В-ль: Ребята надо красные шарики в 1-у корзину собрать и солнышку отдать. А остальные шарики собрать в другую корзинку.

В-ль: Молодцы. А что это за цвет дайте солнышку ответ.

Дети: Красный, желтый, синий, зеленый.

В-ль: Правильно. Мы с заданием справились, солнышку понравилось!

В-ль: Дети, а солнышко на месте не стоит оно дальше идет и с собой нас зовет. (Идем за солнцем).

В-ль: Дети, посмотрите, что это у нас на пути? Ручеек! (Журчание ручейка на кассете)

В-ль: А как же нам через него перейти?

Дети: Перепрыгнуть, построить мостик.

В-ль: Правильно, можно построить мостик. А мы с вами перепрыгнем через ручеек. (Хвалит детей). к

В-ль: Вот мы и пришли. Какая красивая поляна. Послушайте ,как здесь тихо .Кругом один песок. Но этот песок не простой ,он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить . Песочек может показать детям много интересных игр. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

  1. -Песок в рот брать можно?
  2. -Разбрасывать можно?
  3. -Кушать его можно?

-А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

  • -Шершавый или гладкий?
  • -Сухой или мокрый?
  • -Мягкий или твёрдый?
  • -Песок шершавый, сухой , мягкий.
  • -Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
  • -Здравствуй, песок!

— Послушайте…Он с вами здоровается , только очень-очень тихо. Давайте его развеселим.Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

-Давайте его погладим между ладонями.

— Возьмите за руки песок крепко- крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко -крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустим .

-Посмотрите ,к нам в гости пришли игрушки .Они любят прятаться в песке .Давайте сыграем с ними в песочные прятки Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра»,вы должны их найти в песке .Вы можете раскапывать песок пальчиками.

  1. Дети находят игрушки ,помогают друг другу в поиске.
  2. -Что вы нашли в песочке?
  3. -Молодцы, игрушкам очень понравилось с вами играть.

-Я очень горжусь вами! Вы так старались ! Посмотрите, как светятся у них глазки ,они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

-А ещё в нашей песочной стране идут необычные песочные дожди . Это очень приятно. Смотрите, как это происходит. Подставьте свои ладошки под песочный дождик.

  • -Песочный дождик, кап- кап- кап.
  • Ты не капай долго так.
  • — А теперь как только пойдет дождик, вы спрячете свои ладошки, сожмёте их в кулачок.

На нашей полянке пусто ,здесь не растут цветочки .Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли волшебные.

 Каждому ребенку выдается воронка и совок. Дети с помощью их начинают поливать песок.

  1. -Песочный дождик лей веселей!
  2. Песочных капель не жалей.
  3. Для цветов ,для полей
  4. И для маленьких детей.
  5. Вот и дождь совсем прошел.
  6. Стало всем нам хорошо
  7. И солнце засветилось
  8. Засияло, заискрилось.
  9. В-ль: А вам дети понравилось наше путешествие с солнышком?
  10. Дети: Да!
  11. Солнышко чудесное,
  12. Очень интересное,
  13. С нами пело, и играло,
  14. Нам задания давало,
  15. Но солнышку пора идти дальше

И нам пора возвращается в детский сад. (Возвращаемся).

Ребятки, а солнышко то нам приготовило подарки красивые и яркие. В корзинке. Дети угощаются.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/06/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-po-pesochnoy-terapii-dlya-detey

Ссылка на основную публикацию