Теги: Логопедия, Развивайка, Развитие речи
Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?
Скачать логопедические занятия в PDF
Совершенствуем речь ребенка дома
Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет.
А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной.
И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.
В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.
Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению
С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.
Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.
Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.
Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.
Виды логопедических занятий для малышей
Занятия на развитие речи могут состоять из:
- пальчиковых игр;
- артикуляционной гимнастики;
- игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
- стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.
Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему.
Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.
Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:
- Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
- Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
- Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
- Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.
Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.
Пальчиковые игры
Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь.
Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности.
Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.
Скачать материалы в PDF
Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.
- «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:
- Солнце поднимается –
- Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)
- Солнышко садится –
Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).
- «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок — ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
- «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы — это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.
- Птички полетели, (машем крылышками)
- Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)
- Дальше полетели.
- «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:
- Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)
- Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)
- Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)
- Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)
- «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.
- Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)
- Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)
- Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)
- А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)
- И кокосовою крошкой
- Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)
- А затем заварим чай –
В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).
- «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.
- Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)
- Вышли мы во двор гулять.
- Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)
- Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)
- После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)
- Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)
- Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)
- Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)
Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.
Кроме того, пальчиковые игры помогают:
- развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
- сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
- развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
- научиться повторять движения за взрослыми;
- стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
- усовершенствовать память, воображение, усидчивость.
Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.
Артикуляционная гимнастика
Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.
Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий.
Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас.
Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).
Скачать материалы в PDF
Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.
Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены.
Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут.
В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.
Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.
- «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
- «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
- «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
- «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
- «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
- «Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
- «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
- «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
- «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
- «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.
В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.
Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание
Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:
- «Ушки-слушки» — игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
- «Где звенит?» — упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
- Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
- Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
- Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».
- По узенькой дорожке (шагаем на месте)
- Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)
- По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)
- И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)
Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи
Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.
Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.
-
Идут бобры в боры сыры,
Добры бобры, бобры добры.
-
- Дали вместе с простоквашей
- Нашей Клаше каши.
- Ела-ела кашу Клаша
- Вместе с простоквашей.
-
Шесть мышат в камышах шуршат.
-
Саша шишки шапкой сшиб,
Получил на лбу ушиб.
-
Мама Милу с мылом мыла,
Не любила Мила мыло.
Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме».
И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком.
И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.
← Развитие словарного запаса у детейРечевые нарушения →
Источник: https://jliza.ru/logopedicheskie-zanyatiya.html
Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :
Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.
Введение в проблему
Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.
Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».
Основные ошибки в произношении
- Скомканное окончание.
- Замена звука «р» на звук «л».
- Гортанное произношение буквы «р».
Причины неправильного произношения
- Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
- Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
- Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
- Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
- У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
- В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
- Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
- У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.
Проверка произношения буквы «р»
- Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.
- После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.
- Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:
- попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
- пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
- малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
- попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
- нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
- пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.
Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.
Общие рекомендации
Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.
Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.
Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.
Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.
https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM
Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.
Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать.
Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова.
Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.
Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно
При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы.
Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию.
Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».
Упражнения для начинающих
- Упражнение 1
- Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».
- Упражнение 2
Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны.
Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.
Упражнение 3
Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.
Упражнение 4
Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.
Упражнение 5
Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.
Упражнение 6
Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».
Упражнения для усовершенствования произношения
Упражнение 1
Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.
- Упражнение 2
- Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.
- Упражнение 3
Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».
Упражнение 4
Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.
Как работает логопед
Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.
Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.
В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.
Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.
Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.
Источник: https://www.syl.ru/article/151273/new_kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-logopedicheskie-uprajneniya-dlya-bukvyi-r
Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях
Почему так важно заниматься развитием дикции у детей
Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций.
Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе.
Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:
- Нарушение произношения звуков;
- Отсутствие некоторых звуков в речи;
- Замена глухих звуков на звонкие;
- Сокращение длинных и сложных слов;
- Перестановка слогов местами;
- Смягчение звуков;
- Замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.
Эффективные упражнения для дикции
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1. Упражнения для разминки губ:
«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».
2. Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.
3. Упражнения для красивого тембра голоса:
«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).
«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.
Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях
Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях.
Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.
Игры, развивающие речь ребенка:
«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.
«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.
«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.
«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.
«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.
«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.
Скороговорки
Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.
Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.
Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:
- На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
- Текст произносится медленно и максимально четко;
- Желательно заниматься перед зеркалом;
- Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.
Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
- Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
- Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
- Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
Полезные советы по улучшению дикции ребенка
Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:
- Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
- Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
- Говорите слова четко внятно, с интонацией;
- Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
- Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
- Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
- Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
- Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
- Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.
Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме.
Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки.
Речь ребенка будет чистой и красивой.
Источник: https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-dikcii-rebenka-v-domashnix-usloviyax
Все о логопедических занятиях и упражнениях для детей 5-6 лет дома
Рейтинг: Нет рейтинга
Когда мы слышим незамысловатую речь карапуза, безусловно, это не может не вызвать улыбку. И действительно, когда ему 2-3 года, ничего страшного в этом, но если малыш перешагнул рубеж 5-ти лет и у него есть проблемы с выговариванием некоторых букв или с невнятной речью, родителям стоит обратить на это пристальное внимание.
Поэтому сегодня мы хотим поговорить о логопедических дефектах, которые наблюдаются в возрасте 5-6 лет, какие существуют занятия для детей, чтобы исправить данную проблему, и рассмотрим упражнения, которые родители смогут делать вместе с детьми дома.
Логопедические дефекты
Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.
Заикание
У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи.
Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.
) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.
Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.
Дислалия
Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:
- Нарушение произношения шипящих( ж, ч, ш, щ) и свистящих звуков (з, с, ц) или их затруднительное произношение;
- Ротацизм, т. е. неправильное произношение буквы «р»;
- Ринолалия, или «гнусавость», когда при произношении у ребенка искажается звук и тембр голоса. Основной причиной такого явления считается нарушение в строении составляющих речевого аппарата (носоглотка, носовая полость, твердое и мягкое небо).
Задержка речевого развития
Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.
Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение.
В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка.
Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.
Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.
Когда нужно обратиться к логопеду
Этот вопрос родители задают часто, потому что есть различные мнения по этому поводу. Кто-то говорит, что если есть какие-то подозрения отставания в развитии речи, сразу нужно бежать к врачу. А кто-то, наоборот, ждет определенного возраста, в котором у крохи все должно наладиться. Как же правильно должны поступить родители?
Все очень просто: чем раньше вы заметите проблему и начнете ее решать, тем у малыша будет больше шансов научиться правильно произносить те или иные слова. В данной ситуации, лучше сходить на прием к врачу и услышать, что у вашего сына или дочки нет проблем, чем пропустить их, не спешить при этом идти к специалисту и лишить кроху своевременной помощи.
Логопедические занятия с ребенком дома
Логопедические занятия с детьми зависят от возраста: например, в 5 лет упор необходимо делать на правильное произношение сложных согласных звуков и логических цепочек, а в 7 – на построение ребенком небольших рассказов.
Большую часть занятий вы можете проводить вместе со своим крохой дома в виде различных игр, которых существует огромное множество в зависимости от проблемы, и главное – то, что малышам очень нравится играть. Таким образом, вы сможете соединить приятное с полезным. С некоторыми основными упражнениями вы сможете ознакомиться в видео, приведенном ниже.
- В современном мире нам катастрофически не хватает общения. Интернет и социальные сети – это те места, где люди пропадают больше и чаще всего, и даже современные социологические исследования ясно говорят о том, что мы нуждаемся в общении друг с другом. Это касается и родителей. В современных семьях родители не разговаривают со своими детьми или делают это крайне редко. И эта причина приводит к тому, что они начинают поздно говорить, становятся замкнутыми и малообщительными. Поэтому начинать общаться нужно еще тогда, когда малыш находится в утробе своей мамы. А когда он появляется на свет, общение нужно не только для того, чтобы развивать с ним отношения, но и для его речевого развития. И чем больше ваша речь будет наполнена разнообразными словами, тем больший запас слов будет у вашего малыша.
- Также читайте детям книги. Во-первых, во время чтения он будет слышать и запоминать новые слова, тем самым увеличивая свой словарный запас, а во-вторых, вы покажете дочери или сыну источник новой и интересной информации. И со временем ему или ей понравится читать. Согласитесь, это же очень здорово.
- Еще очень важно психо-эмоциональное развитие. Если мальчики и девочки растут в спокойной обстановке, окружены любовью и вниманием, как правило, проблемы с речью у них возникают гораздо меньше. И даже если у малыша есть проблемы со здоровьем, которые мешают развиваться, окруженный любовью кроха сможет преодолеть этот барьер гораздо легче, чем детки, лишенные заботы и родительской ласки.
Логопедические упражнения с детьми – видео
Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.
Многие родители задумываются над тем, что должен уметь ребенок в 5-6 лет, каким должно быть его физическое и эмоциональное развитие. Также, мамы интересуются развивающими играми для детей 5 лет, ну а родители, у кого ребята постарше, хотят узнать о развивающих играх для детей 6 лет.
А мы надеемся, что эта информация стала для вас полезной и помогла найти ответы на интересующие вас вопросы. Делитесь советами, как вы преодолевали такие проблемы с вашими детьми, пишите отзывы и оставляйте свои комментарии.
Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/tri-shest/razvitie/logopedicheskie-zanyatiya-5-let-uprazhneniya-doma.html
Что могут сделать родители для стимуляции развития речи ребёнка дошкольного возраста?
- Занятия с ребёнком для развития речи в домашних условиях.
- Как определить уровень развития речи у ребёнка?
- Существуют нормы развития речи, например в 1 год ребёнок должен говорить от 10 до 15 лепетных слов, а к 1,5
годам до 40 слов.Период от 1.5 до 2 лет наиболее бурный в развитие речи.В 2 года у ребёнка появляется фраза.Более
подробно об этапах развития речи от рождения до 17 лет можно прочитать в статье Этапы нормального речевого развития.
Но не всегда действительность совпадает с нормой. В первую очередь необходимо проверить слуховое развитие
ребёнка. Родители должны обратиться к детскому невропатологу, ведь речь это основа высшей нервной деятельности.
Причин задержки речевого развития может быть несколько это,и:
- травмы в родах;
- педагогическая запущенность;
- нарушение слуха.
- Но часто, у ребёнка всё в норме и речь идёт, лишь о небольшой задержке речевого развития, которую ребёнок сам
- наверстает с взрослением.
В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи
Самое главное, что могут и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,
превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать
каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и
т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно
сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав»
- Развитие понимания речи.
- Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —
- существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над
- фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия
- , явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем
- может действовать, что чувствует.
Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.
), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),
одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»
и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,
«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,
«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия
действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых
ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых
понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).
- Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких
- направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который
- постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
- При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство
- с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных
играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.
- Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для
- использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже
- хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,
- констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где
мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что
- развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает
- в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.
- Развитие активной речи.
- Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим
- произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
- Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической
- деятельностью ребенка.
- Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности
- подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит
- он пока непонятно и искаженно.
- Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны
- руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем
и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-
бай!».
- Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:
- Игра «Бух»:
- На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева
- направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем
ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново
- предметы слева направо и повторяем игру.
- Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-
- кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее
- заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-
- нибудь простые узнаваемые действия.
- Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек
- и картинок.
- Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.
- Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
- Например:
- На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….(ко- догоавривает ребёнок)
Козы?Нет,не козы!
На лугу, на лугу,
На лугу пасуться ….ко
Кони? Нет, не кони!
На лугу , на лугу,
На лугу пасутся….ко
Коровы?Правильно, коровы!
Пейти дети….. (молоко).Будете здоровы!
- Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.
- Для этих целей подходят следующие игры:
- Игра «Волшебный мешочек».
В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра
- развивает тактильное восприятие.
- Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.
- Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения
- пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →
- Пальчиковая гимнастика.
- Занятия дыхательной гимнастикой.
- Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий
- вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить
- ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.
- Формируем связную речь.
- Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно
- придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно
- вперёд.
В итоге ,можно сказать, что любые занять по развитию речи с ребёнком дошкольного возраста должны проходить в
форме игры
Источник: https://logoznanie.ru/roditelyam/zanyatie-s-rebjonkom-dlya-razvitiya-rechi.html
Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.
На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку?
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их.
Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.
Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/preschoolers/6268.html
Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми
дети 10 ноября 2014
Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.
Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь.
А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша.
Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.
Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.
1. Упражнение «Окошко»
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.
2. Упражнение «Заборчик»
Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.
- 3. Упражнение «Часики»
- Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.
- 4. Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».
5. Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.
Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.
6. Игра «Эхо»
Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч.
Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.
7. Игра «Пароход»
Цель: развитие силы и высоты голоса.
Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.
8. Игра «Хлопни, когда услышишь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.
Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.
9. Игра «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.
10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки
Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.
Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
Источник: http://workingmama.ru/articles/10_uprazhnenij_dlja_razvitija_rechi/